Стальной трос – один из важнейших элементов конструкции грузоподъемных механизмов. При появлении серьезных повреждений в его структуре, трос следует заменить новым. Всё чаще владельцы грузоподъемных кранов делают это самостоятельно.
Правильная установка стальканата является залогом его долгой службы, наравне с качеством материалов, технологией изготовления и соблюдением условий эксплуатации.
Причины для замены троса
При работе с грузоподъемными механизмами следует регулярно осматривать рабочие канаты на предмет изнашивания. Грузонесущий элемент рекомендуют заменить в случае:
- образования видимых на ненагруженном канате перегибов;
- выдавливания сердечника наружу;
- разрыва или излома одной, или нескольких прядей;
- волнистости, вызванной спиральным скручиванием продольной оси изделия;
- наличия коррозионных повреждений с повреждением целостности проволок;
- уменьшения размера сечения на 7% и более.
Существуют и другие критерии для немедленного вывода из эксплуатации стальных строп, которые детально описаны в нормах браковки.
Особенности распаковки
Вместе с приобретением отрезка каната необходимой длины, вам должны предоставить документы на него. В заверенном сертификате содержится полная информация о структуре изделия, грузоподъемности и других параметрах.
Далее необходимо проверить правильность упаковки. Лучше всего, когда трос смотан на катушку. Такой способ упаковки сводит к минимуму риск повреждения каната во время транспортировки.
Если метраж слишком мал для намотки на барабан, стальной строп сматывается в бухту. При дополнительной упаковке в полиэтилен бухта также позволяет безопасно транспортировать изделие. Для правильной распаковки вам может понадобиться специальное устройство. Разматывание троса с неподвижной бухты может сопровождаться образованием изломов, загибов, петель.
Запрещается тянуть строп по земле, так как к смазке, которой оно обработано, могут приставать абразивные частицы, грязь, пыль. При упаковке троса в бухту и отсутствии устройства для разматывания, изделие необходимо растянуть во всю длину на чистой поверхности.
Технология замены каната
Установку нового стального стропа и демонтаж старого наиболее выгодно производить одновременно.
Блочная подвеска опускается вниз и устанавливается на технологической подставке, позволяя подвижным блокам свободно вращаться. На катушку лебедки со стороны конца каната, не проходящего сквозь блочную систему и кронштейн, устанавливается зажим. Сама ветвь сбрасывается вниз и наматывается на катушку устройством подъема блочной подвески. При этом свободный конец не проходит сквозь последнюю, а соединяется с концом нового троса. В процессе дальнейшей навивки новый строп проходит сквозь подвижные блоки.
Лучше всего делать запасовку грузонесущего изделия с катушки, установив её на вал механизма, который можно крутить и тормозить при необходимости. При правильном процессе замены троса его натяжение должно обеспечиваться торможением катушки, а не самого изделия. Натяжение в процессе установки нового каната необходимо для плотного сматывания нижних витков каната на барабане.
После запасовки следует проверить прочность изделия с помощью подвешивания номинального груза. Грузоподъемный механизм (кран, манипулятор) приводится в рабочее состояние, а нагруженный канат несколько раз полностью разматывается и сматывается с помощью грузовой лебедки. Процесс позволяет не только проверить прочность, но и наиболее плотно уложить витки стального стропа вокруг катушки лебедки крана.
Если в процессе работы изделие, установленное на механизм, начинает закручиваться, следует произвести определенную последовательность действий, включающую:
- освобождение крюка от груза;
- полное выдвижение стрелы подъемного устройства;
- установка её под углом, равняющимся 65 градусам;
- размотку троса до максимального приближения к земле;
- визуальный осмотр и подсчет количества перекручиваний изделия;
- подъем такелажа и втягивание стрелы до транспортного положения;
- отсоединение крепления стропа от оголовка стрелы и поворот изделия в сторону, обратную скручиванию, необходимое количество раз (не более 4 оборотов за один подход);
- повторное закрепление троса и его двое-, троекратное поднимание и опускание на всю длину;
- осмотр изделия на предмет исправления дефекта.
В случае если закручивание осталось, необходимо повторно выполнить вышеописанные действия. После завершения процедуры замены троса необходимо внести соответствующие сведения в паспорт грузоподъемного механизма, приложив к ним заверенную копию сертификата изделия.
Соблюдение основных рекомендаций и правильной последовательности действий позволит без труда самостоятельно заменить изношенный канат новым.