Стропы и чалки - специальное оснащение, которое используется во время проведения по погрузке и разгрузке, с помощью грузоподъемных механизмов и оборудования. Чалки из каната используют почти во всех сферах жизнедеятельности человека. Для ее изготовления используют особые марки стали, отличающиеся повышенной прочностью, те, которые хорошо справляются с нагрузками динамического типа. 

Маркировка строп и чалок

На продукции обязательно должна быть бирка, на которой указана такая информация:

  • тип чалки, материал изготовления, количество ветвей;
  • длина;
  • максимальный показатель грузоподъемности;
  • производитель;
  • дата проведения испытаний изделия.

Помимо этого, необходимо еще правильно их использовать. А именно:

  • проверять, в каком состоянии находятся стропы, в сроки которые указаны в документации к ним;
  • если есть повреждения механического типа, отсутствуют бирки или стропы, которые не прошли плановую проверку, использовать нельзя;
  • применение изделий при температуре более 1250° уменьшает грузоподъемность стропа на четверть;
  • с учетом схемы строповки изменяется;
  • если подъем осуществляется петлей, надо следить, чтобы строп находится без движения по отношению к поднимаемым грузу при подъеме.

В каком случае разрешается счаливать канаты

При работе со стальными чалками надо изначально соблюдать требования правил техники безопасности, придерживаться проекта производства работ и иных регламентирующих документов.

В общем случае сращивать грузовые стальные канаты нельзя, однако другие канаты допускается счаливать только при условии, что место сращивания не попадет на барабан или грузоподъемный блок.

Изготавливать стропы могут только специально обученные работники по профессии “заплетчик”. Обязательно использование средств индивидуальной защиты рук. Исходный материал для чалок - канаты, изготовленные согласно ГОСТам.

В общем случае сращивание концов тросов осуществляется на расстоянии 0,5-1,4 м, что зависит от диаметра каната. При этом надо удостовериться, что сращиваемые канаты имеют один диаметр и одинаковую конструкцию. 

Осуществляется наложение марок и роспуск оставшейся концевой части на пряди, органический сердечник удаляется в результате вырубки. После этого попарно укладывают свободные пряди таким образом, чтобы каждая прядь одного каната располагалась между двумя смежными прядями другого. 

Следующий шаг - непосредственно процесс заплетки свободного конца каната с вырубкой трети части проволок после второго вплетения проволок, чтобы предотвратить образование утолщения места сращивания. Количество вплетений проволок определяется отдельными прядями свободных концов сращиваемых тросов, что определяется соответствующими нормативными документами. 

Заделка концов канатных стропов производится посредством применения соединений втулочного типа методом опрессовки или с помощью гильзы из труб (гильзоклиновое соединение).

Правила безопасности

Сращивание грузовых канатов нельзя производить, но при такелажных работах концы тросов изнашиваются быстрее, поэтому специалисты советуют покупать канаты с запасом на 5-10 м. В некоторых случаях следует образовать петлю на стальном канате. Это можно осуществить с помощью сращивания, но из-за того, что эта операция трудоемкая, практичным считается монтаж зажимов. Соединения на зажимах отличаются повышенной надежностью и практичностью.

Лучше покупать сертифицированное такелажное оснащение, на котором отсутствуют повреждения, узлы и порывы прядей. От качества грузоподъемного оборудования зависит здоровье и безопасность людей, целостность и сохранность материально-технических ценностей.

Подъем груза относится к опасным видам работ, что связано с риском его падения, повреждения или несчастных случаев. Чтобы предотвратить эту проблему, надо каждые 5-10 дней проводить проверку, которая является обязательной. Благодаря этому можно предотвратить риск обрыва в процессе транспортировки оборудования, стройматериалов, металлопроката и иных грузов.

Во время осмотра обязательна отбраковка при выполнении любого из следующих условий:

Для канатных строп:

  • обрыв одной из прядей каната;
  • выдавленный наружу сердечник;
  • износ наружного слоя проволок троса, если он износился на 40% и более.

Для цепных строп:

  • одно или несколько звеньев деформировалось на 5% или больше от первоначального значения;
  • диаметр звеньев уменьшился хотя бы на 8%;
  • на крюках нет предохранительных замков.

Также важно держать под контролем состояние крепежных компонентов. Их следует отбраковывать при:

  • на поверхности появились трещины;
  • образовались вмятины или износ уменьшающий сечение на 10%;
  • деформация на 5% и более.