Стальные канаты используются во многих сферах промышленности, где работа связана с необходимостью подъема и транспортировки крупногабаритных или тяжелых грузов. В процессе использования тросы часто повреждаются и не подлежат ремонту. Повреждения, при которых дальнейшее использования изделия возможно, а при которых – нет, определяется нормами браковки.

"Фонарь"

Эти правила учитывают:

  • количество оборванных проволок,
  • нарушение целостности прядей, сердечника,
  • уменьшение диаметра и площади металлического сечения изделия.

Но существуют и другие типовые дефекты, при которых необходим дополнительный контроль состояния или выведение из работы отдельного каната.

Наиболее частые причины появления повреждений

Петлеобразное выпучивание

Естественной причиной выхода из строя троса является усталостное разрушение проволоки. Такой изъян появляется после длительного использования изделия в условиях, соответствующих техническим нормам. Разрыв проволок при этом имеет гильотинный вид и может свидетельствовать о выработке ресурса каната.

Наиболее распространенный фактором, приводящим к необходимости преждевременной замены грузонесущих элементов в оборудовании, является абразивный износ. Это явление, сопровождающееся разрывом наружных проволок, возникает при нарушении ряда правил безопасной эксплуатации строп. В таком случае изделие изымается из работы при уменьшении его диаметра на 7% или при уменьшении диаметра внешних проволок на 40%.

Абразивный износ наблюдается при:

  • демонтировании ограничителя высоты подъема груза,
  • его неправильном положении,
  • неправильной установке зажимов,
  • нарушении условий эксплуатации.

Местное утолщение

Виды типовых дефектов канатов

Определить разновидность повреждения троса можно по её внешним признакам.

Штопором называют неравномерное, асимметричное растяжение витков изделия, возникающее, преимущественно, на отрезках возле блоков и других конструкций, взаимодействующих с ним.

Вытягивание

Образование «фонаря» часто встречается в многослойных изделиях. Такой изъян говорит о повышенном сжимающем усилии в наружных слоях и повышенной нагрузке на сердечник. Чаще всего причиной деформации становится несоответствие стального стропа условиям использования. Наиболее характерно наличие дефекта при плотной свивке наружных проволок и асимметричной нагрузке на сердечник с его дальнейшим перетягиванием в одну сторону. Образование «фонаря» требует выведения стального троса из работы.

изделия.

Петлеобразное выпучивание проволок может наблюдаться при недостаточной смазке изделия в процессе работы или несоответствии радиуса ручьев шкива и нарезки барабана. При сильной деформации структуры троса его следует вывести из эксплуатации.

При разрыхлении наблюдается повышение подвижности наружных слоев проволок или прядей. Такое повреждение приводит к увеличению нагрузки на внутренние слои и быстрому износу изделия. При значительном разрыхлении проволок канат рекомендуется заменить.

Колышко

Местное утолщение, вызванное утолщением сердечника, также увеличивает скорость износа стропа. В таком случае возможен внезапный аварийный разрыв изделия, что делает его опасным для использования. При наличии утолщения следует произвести замену грузонесущего элемента.

Затяжки прядей образуются при нарушении целостности сердечника и его недостаточном диаметре. Особенного внимания требуют части каната, расположенные у анкерных устройств, так как на этих участках наличие затяжек малозаметно. Такая деформация приводит к нарушению распределения нагрузки между слоями изделия, что делает необходимой его замену.

Раздавливаниенаблюдается при нарушении правил безопасного использования тросов и сопровождается усиленным износом проволок в области дефекта из-за изменения натяжения. При появлении раздавливания следует с особым вниманием следить за состоянием

Раздавливание

Образование колышки из-за затяжки петли или резкий излом каната являются вескими причинами для его замены. Такие дефекты возникают при нарушении правил подготовки изделия к эксплуатации или нарушении его структуры под посторонним воздействием.

К любому повреждению целостности троса, даже не требующему его немедленной замены, следует относиться с пристальным вниманием, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций на производстве.