Многие отрасли деятельности человека связываются с переноской и транспортировкой грузов. В большинстве механизмов, обеспечивающих перемещение тяжелых или габаритных предметов, используются канаты. Грузонесущие изделия отличаются множеством параметров, основные из которых:

  • гибкость,
  • прочность,
  • эластичность.

На эти характеристики стальканатов влияют материал сердцевины, прочность и толщина отдельных проволок, особенности конструкции. Все эти особенности учитываются государственными стандартами, использующимися для производства стальных строп. В зависимости от используемого ГОСТа и диаметра, каждое изделие имеет свои допустимые отрасли применения.

Тросы для буровых установок

Основная задача стальканатов, использующихся в буровых установках – обеспечение гибкого соединения между кранблоком подъемника и талевым блоком. Высокие динамические нагрузки и особенности работы буровых механизмов повышают требования к прочности, надежности и гибкости изделия. Этим параметрам соответствуют стальканаты, изготовленные по:

Изделия, создающиеся по ГОСТ 2688-80, отличаются широтой отраслей областей применения из-за особенностей конструкции. В основе троса двойной крутки с линейным касанием лежит органическим сердечник, окруженный проволками различного диаметра в наружных слоях. Особенности конструкции, смазывающие возможности органической сердцевины придают стальному стропу гибкость, прочность, устойчивость к агрессивным средам.

ГОСТ 16853-88 соответствует международным стандартам создания канатов талевого типа. В основе изделия может находиться металлический или органический стержень, определяющий гибкость изделия. Стальные стропы отличаются конструкцией тройной свивке, значительно повышающей из устойчивость к повреждениям при изгибании. ГОСТ 16853-88 предполагает несколько типов, направлений крутки, использующихся в разных видах буровых установок. Эти изделия отличаются повышенной упругостью, способностью быстро сгибаться без образования заломов и разрывов.

Грозозащитные тросы

Назначение грозозащитных изделий – предотвращение попадания молний в высоковольтные линии электропередач. Для этой цели используются жесткие изделия, способные выдерживать действие агрессивных факторов, изготовленные по:

Канаты ГОСТ 3062-80 имеют одинарную конструкцию и металлический стержень в основе. Оцинкованный строп создается из проволок повышенной сочности и отличается:

  • минимальным остаточным удлинением;
  • высокой жесткостью.

Цинковое покрытие повышает стойкость изделия к разрушающему воздействию влаги и других агрессивных факторов. Металлическая сердцевина повышает прочность стального стропа, его сопротивление к изгибам, одновременно повышая рабочую прочность.

Грозозащитные стальканаты ГОСТ 3063-80 также оснащены металлическим сердечником и могут использоваться для защиты электроконструкций от попадания молний. Их применяют в установках с минимальными или полностью отсутствующими колебаниями, изгибами, динамическими нагрузками. Изделия способны переносить интенсивный режим работы.

Канаты для подвесных канатных дорог

Стальные стропы в подвесных дорогах выполняют несущую или несуще-тяговую функцию. Это значит, что они испытывают высокие нагрузки в виде растяжения, напряжения от изгибов и смятия в местах соприкосновения с колесами вагонеток или креплениями кабин. Изделия, использующиеся в конструкциях канатных дорог, выделяются прочностью и жесткостью, а также могут быть:

  • открытыми,
  • закрытыми.

В грузонесущих элементах закрытого типа наружных слой сделан из плотно прилегающих фасонных проволок, что снижает поверхностное изнашивание. Для подвесных дорог могут использоваться:

  • ГОСТ 3064-80,
  • ГОСТ 3090-73,
  • ГОСТ 7675-73,
  • ГОСТ 7676-73,
  • ГОСТ 18901-73.

Изделия, сделанные по ГОСТ 3064-80 – это стальканаты одинарной свивки открытого типа с металлическим сердечником и точным касанием проволок. Оцинкованный строп может выносить напряженные условия работы при отсутствии знакопеременных изгибов и пульсирующих нагрузок.

ГОСТ 3090-73 имеет закрытую конструкцию и точечный контакт между проволоками. В качестве структурных элементов используются проволки с высоким пределом прочности. Отличается почти полным отсутствием упругих и остаточных деформаций при работе, сочетающимся с наибольшей опорной площадью. При обрыве фасонные проволоки сохраняют изначальное положение.

Стальканаты ГОСТ 7675-73 производятся из круглых, клиновидных и зетообразных проволок повышенной прочности. Конструкция изделий с точечным касанием, металлический сердечник и наличие фасонного наружного слоя обеспечивает прочность, устойчивость к удлинению и деформациям. Широкая опорная поверхность позволяет боле равномерно распределить нагрузку, повышая надежность конструкции.

По ГОСТ 7676-73 создаются тросы с металлическим сердечником из круглых проволок, окруженным двумя слоями клинообразной и наружным рядом зетобразной проволки. Особенности конструкции делают возможным применение изделий в агрессивной среде, на сильно нагруженных механизмах. Выносит значительные рабочие нагрузки, благодаря отсутствию упругих и остаточных удлинений.

Стальной канат ГОСТ 18901-73 имеет закрытую конструкцию из двух наружных рядов зетообразных проволок. Такое строение делает изделие прочным, устойчивым к деформациям, способным интенсивно работать в агрессивной среде с минимальным риском повреждений.

Авиационные канаты (тросы)

Тросы, применяющиеся в авиастроении, должны выдерживать высокие нагрузки, быть надежными и прочными на излом. В авиаконструкциях широко используются изделия, сделанные по:

Оба типа оцинкованных канатов имеют двойную крутку с линейным касанием проволок и прядей. Разница между изделиями состоит в использовании металлического (ГОСТ 2172-80) и органического (7668-80) сердечника. Первый отличается высокой прочностью, второй – повышенной гибкостью.

Правильно выбранное грузонесущие изделие обеспечит надежность и долговечность использующихся в разных отраслях конструкций.