Грузоподъемные механизмы стали привычной частью человеческого быта и профессиональной деятельности, так как существенно упрощают процесс подъема и транспортировки тяжелых грузов. Разнообразие подъемных машин, отличающихся конструкцией и назначением, впечатляет. Но в большинстве из них обязательной частью грузонесущего механизмы выступает стальнойтрос. В строительстве, разгрузочно-погрузочных, ремонтных, монтажно-демонтажных работах часто применяют автокраны, погрузчики и эвакуаторы. От условий эксплуатации этих механизмов зависят требования, выдвигаемые к их канатам.

Технические характеристики

При выборе троса для грузовика с манипулятором или буксировочной машины приходится учитывать множество параметров. Характеристики стальканата зависят от используемых материалов, способа и направления крутки, материала сердечника, наличия защитного покрытия и других качеств. Но основные характеристики, которые надо учесть, представлены:

  • прочностью,

  • гибкостью,

  • способом свивки.

Прочность

Этот параметр является определяющим при работе с тяжелыми грузами. При определении прочности учитывают разрывную и рабочую прочность троса. Во многом эти параметры зависят от марки стали, диаметра изделия и отдельных проволок в нем.

Разрывную прочность для разных типов стальканатов определяют соответствующие ГОСТы. При её вычислении сначала устанавливается значение разрывного усилия – минимальной нагрузки, приводящей к появлению разрыва в изделии.

Рабочая прочность определяется допустимым усилием – наибольшей нагрузкой, при постоянном действии которой канат будет сохранять целостность. В паспорте изделия этот параметр указывается с запасом, для исключения разрывов под действием неучтенных факторов.

Для автокранов и погрузчиков лучше выбирать изделия с повышенной прочностью, чтобы предотвратить вероятность обрыва груза.

Гибкость

Эта характеристика обозначает способность стальканата сохранять собственную структуру и целостность при изгибании. Высокая гибкость характерна для стропов, в которых использован сердечник из органического или синтетического материала, а для прядей использованы тонкие проволоки.

Если внутри изделия находится металлическая сердцевина, а пряди состоят из проволок большого диаметра, оно будет более жестким и прочным. В эвакуаторах и автокранах используются преимущественно изделия с небольшой изгибной жесткостью.

Особенности свивки

Крутка стальноготроса также играет значительную роль при подборе модели для погрузчика или эвакуатора. Наибольшее распространение среди стальканатов для грузовиков получили оцинкованные изделия. Цинковое покрытие увеличивает срок службы, защищая сталь от коррозии. По толщине цинкового слоя изделия могут предназначаться для:

  • легких,

  • среднетяжелых,

  • жестких условий работы.

В зависимости от способа крутки стальканаты разделяют на:

  • спиральные (одинарные),

  • двойные,

  • тройные.

Одинарная свивка представляет собой единственную прядь, состоящую из скрученных спирально вокруг центрального стержня проволок.

Двойная крутка характеризуется несколькими спиральными прядями, оплетающими сердечник. А тройная – образуется при сплетении нескольких двойных изделий.

В зависимости от того, как контактируют проволоки в многослойных прядях, касания бывают:

  • точечными,

  • линейными.

Точечное качение (ТК) значит, что проволоки отдельных рядов соприкасаются в одной точке из-за крутки соседних слоев в противоположные стороны.

Линейное касание наблюдается там, где все ряды проволоки скручены в одну сторону. При этом диаметр проволоки в слоях может быть одинаковым или разным. Большая гибкость и устойчивость к истиранию делает их более подходящими для использования в грузовиках.

Также важно равномерное распределение нагрузки, снижающее риск повреждения груза при транспортировке, устойчивость к влаге, перепадам температуры и ряду других факторов, негативно влияющих на прочность и долговечность тросов.

Тросы каких ГОСТов используются

Подъемные машины – устройства, используются для различных целей. Подбор подходящего стальканата делается с учетом характера и веса перевозимых грузовиком грузов. Для автокранов, погрузчиков и эвакуаторовпреимущественно используют стропы, выполненные по следующим стандартам:

  • ГОСТ 3077-80 – грузовые канаты двойной крутки с линейным касанием проволок обладают хорошей комбинацией прочности и гибкости. Высокая устойчивость к истиранию и прочность объясняется разным диаметром проволок в различных слоях, а прочность на изгиб – мягким сердечником из органического или синтетического материала;

  • ГОСТ 3081-80 – изделия с двойной свивкой. Пряди с проволоками увеличенного диаметра во внешнем слое обвиваются вокруг металлического сердечника. Конструкция придает изделию повышенную прочность, возможность работать в агрессивной среде, противостоять трению;

  • ГОСТ 7665-80 – крановые стальканаты, обладающие хорошей гибкостью и прочностью. Но не могут использоваться в агрессивных средах из-за небольшого диаметра проволок заполнения;

  • ГОСТ 7669-80 или DIN 3064 – изделия двойной крутки, отличающиеся высокой грузоподъемность. Металлический сердечник придает тросу прочность, большое количество проволок в прядях – достаточную гибкость. А увеличенных диаметр наружных проволок делает возможным использование канатов в условиях повышенного абразивного износа и агрессивных средах.

Подбор стальноготроса, соответствующего рабочим условиям и весу грузов – залог длительной и бесперебойной работы любых видов грузоподъемных механизмов.