Авиационный канат ГОСТ 2172-80 используется в авиа- и автомобилестроении. Благодаря высокой прочности он получил применение в проектировании грузовых, пассажирских, военных и специальных летательных аппаратов.

Технические требования

Все требования регламентируются межгосударственным стандартом ГОСТ 2172-80, который определяет материалы для изготовления, параметры плетения и крепления проволок и другие характеристики авиационных канатов.

Для изготовления используется проволока углеродистой или высоколегированной, стойкой к коррозии стали. Длина тросов из стали первой категории должна быть не менее 300 м, второй категории — не менее 25 м. Отклонение от длины в пределах 2% допускается для бухт размером до 500 м, и 1% — размером свыше 500 м. При изготовлении единицы должны использоваться волокна только одной маркировочной группы. Параметры сопротивления нагрузкам у проволоки для изготовления авиационных канатов должны быть не менее 1960 Н/мм2 для моделей сечением 1,6-6,4 мм, и 1770 Н/мм2 — для моделей с размером сечения 7,5-9,5 мм.

В структуре авиационных канатов не допускается наличие оборванных волокон и элементов с заломами, на поверхности проволок не должно быть трещин, вмятин, следов ржавчины. Допустимо незначительное смятие слоя оцинковки, если это не влияет на целостность элементов.

Для соединения проволок в структуре используется стыковая электросварка. В местах соединения допускается некоторое утолщение, если оно вписывается в нормативы максимальной толщины. Для изоляции концов может использоваться прошивка через сечение. По уровню качества тросы классифицируются на продукцию высшего и стандартного уровня. В продукции высшего уровня соединение проводится на каждые 10 м, в продукции стандартного уровня — на 5 м.

Оптимальный шаг свивки составляет 6,5 условных диаметров, и не более 9-11 расчетных диаметров для наружной свивки.

Также существует ряд требований к смазке тросов. Изделие может выпускаться без обработки, со смазкой ПВК или К-17. Обязательным условием является использование нераскручивающейся, кабельной свивки.

Разрывное усилие авиационных канатов согласно расчетной таблице №1 ГОСТ 2172-80:

  • 52% для изделий повышенного качества;

  • 50% для изделий стандартного качества.

  • авиационный канат

Для намотки используются специальные барабаны. Чтобы во время транспортировки предохранить изделия, проводится дополнительная обработка смазкой той же марки, что была применена при производстве. Барабаны для намотки покрывают картоном или специальной бумагой. Для предохранения намотанного авиационного каната также используется бумага или ПВХ пленка. После этого барабан с намоткой зашивают досками. Получив на хранение, канаты дополнительно смазывают для предохранения от разрушений, после чего обработку повторяют не реже 1 раза в год.

Для подтверждения соответствия изделий описанным выше требованиям используется ряд методов.

Методы испытания тросов:

  • осмотр в процессе перемотки для оценки целостности;

  • оценка диаметра с применением микрометра. Осмотр проводится на участке с отступом в 5 м от края;

  • шаг свивки оценивается при помощи линейки или штангенциркуля на участке с отступом 5 м от края. При осмотре допускается отклонение в 1%;

  • склонность к раскручиванию определяется при помощи удаления соединений с конца каната;

  • количество цинка определяется согласно ГОСТ 7372, допустимая норма снижения составляет 5% на 10% проволоки;

  • для испытания разрывного усилия используется специальная установка. Ее разрывное усилие должно быть в 5 крат больше, чем указано в документации к испытуемой модели. Если разрыв произошел на участке 50 мм от места крепления, и при этом усилие соответствовало или было выше, чем указано в стандарте, испытание считается недействительным и проводится еще раз.

Для оценки относительного удлинения выдвигается ряд требований. В испытаниях используется образец длиной не менее 2,5 м. Это должен быть слегка протертый и предварительно выпрямленный отрезок. Образец закрепляется в разрывной машине, тщательно центрируется и подвергается плавным нагрузкам, на каждом из этапов проводится задержка на 1-2 минуты, после чего параметры изделия измеряют тензометром.

Как сделать правильный выбор

При покупке авиационного каната стоит учитывать диаметр, размер намотки, шаг свивки, разрывное усилие изделия. Стальной трос ГОСТ 2172-80 имеет несколько разновидностей оцинковки, выбор которой зависит от типа механизма, в котором он будет использован.

Компания УкрЭкоПродукт осуществляет поставки авиационного каната ГОСТ 2172-80 и нержавеющих тросов. Мы гарантируем полное соответствие стандартам, высокое качество, а также соблюдение условий хранения и транспортировки. Уточнить информацию о стоимости, критерии выбора и другие детали можно по телефону или через форму обратной связи.