Внедрение инновационных технологий и изобретение новых способов изготовления синтетических волокон повышенной прочности стало причиной того, что текстильные стропы востребованы не только на крупных, но и на мелких производственных предприятиях. Большинство погрузочно-разгрузочных работ проводится именно с помощью грузозахватных текстильных строп. Благодаря их гибкости и высокой тоннажности появилась возможность с легкостью решать любые задачи, связанные с транспортировкой и перемещением негабаритных и сложных грузов.

Особенности производства и эксплуатации подъемных строп

Стропы или тросы, при изготовлении которых используется текстильная тканая лента из синтетических материалов и разной конфигурации, называют текстильными. Для того чтобы получить прочную текстильную стропу, используется лента, произведенная из таких материалов, как:

  • полиэстер (ПЭ);
  • полиамид (ПА);
  • полипропилен (ПП).

Каждый из этих синтетических материалов наделен своими характерными свойствами и качествами, которые позволяют проводить с их помощью перемещение грузов любой сложности в разных условиях окружающей среды. В стандарте РД 24-СЗК-01-01 описывается температурный режим, которому должны соответствовать грузы, прежде чем к ним прикрепят текстильный строп:

  • для капроновых тросов – не более 80C;
  • для лавсановых, полипропиленовых, полиэфирных и полиамидных тросов – не более 100C;
  • температура окружающей среды не ниже -80C.

Использование оборудования в условиях, не соответствующих данным параметрам, не разрешается. При этом текстильные тросы стойко выдерживают негативное воздействие химических реагентов.

Чтобы исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, при покупке следует уделять внимание состоянию текстильных тросов. При этом необходимо проверить, что изделие соответствует следующим параметрам:

  • лишено изъянов (прорези, прожоги, неоднородная длина или толщина);
  • соткано одной лентой с использованием нитей из такого же материала;
  • обшито протекторными оболочками;
  • края надежно обработаны.

Разновидности текстильных подъемных строп

Главным параметром классификации современных текстильных строп является метод образования грузозахватного конца. Он может быть выполнен в виде петли (текстильная петлевая стропа, СТП) или кольца (текстильная кольцевая стропа, СТК). Оба варианта получают путем сшивания конца троса по специальной технологии. На сегодняшний день выделяют три способа образования грузозахватной петли СТП:

  • пришивание конца, повернутого на 180 градусов без скручивания (плоская петля);
  • пришивание конца, повернутого на 180 градусов вокруг своей оси (скрученная петля);
  • двойное сложение того участка, который формирует петлю (сложенная петля).

Петли текстильных строп непосредственно контактируют с деталями грузоподъемного оборудования, из-за чего гораздо чаще подвержены механическим воздействиям. Чтобы избежать преждевременного износа, их обшивают защитной оболочкой. Износу также способствует одновременная навеска нескольких разъемных или неразъемных звеньев. Они фиксируются внизу троса, наподобие того, как фиксируются скобы и крючья.

Для работы с негабаритными и тяжелыми грузами следует использовать многоветвевые стропы (1СТ, 2 СТ, ЗСТ и т.д.), с помощью которых можно равномерно распределять нагрузку. Но для этого нужно сначала провести расчет. Угол между этими звеньями должен быть не более 120 градусов. Тросы типов 3СТ и 4СТ нужно фиксировать так, чтобы груз можно было удерживать даже при разрыве одного из звеньев. При этом показатель коэффициента запаса отдельно взятого звена не должен превышать отметки 7.

Маркировка текстильных подъемных строп

В комплектацию готовых отбиркованных ленточных строп входит паспорт качества. Поэтому, при их покупке следует обращать внимание на наличие следующей информации на бирке:

  • контактов и логотипа компании-изготовителя;
  • условного обозначения изделия;
  • максимального уровня грузоподъемности;
  • предельно допустимой нагрузки при разных вариантах фиксации троса;
  • габаритов;
  • даты производства;
  • порядкового номера изделия согласно номенклатурной системе компании-производителя;
  • условий эксплуатации изделия;
  • стандарта, согласно которому произведено изделие.

Каждая компания-производитель обязана разработать специальную документацию, в соответствии с которой будет производиться маркировка и отбирковка. При этом краска для разметки бирок должна быть водостойкой, по цвету она должна отличаться от самой бирки и оставаться различимой даже после длительном использовании. При необходимости можно нанести маркировку на саму ленту, но только на участках, которые не подвергаются стиранию.

В каких случаях бракуются текстильные стропы?

Перед началом использования грузозахватных приспособлений, нужно провести их внешний осмотр с целью обнаружения любых деформаций. При этом тщательно осматривают саму ленту, петли и дополнительные детали. Не разрешается эксплуатировать изделия, при осмотре которых было обнаружено:

  1. наличие узелков на самом изделии;
  2. отсутствие бирки или ее ненадлежащее состояние;
  3. наличие разрывов или поперечных разрезов;
  4. наличие разрывов и поперечных разрезов длиной, превышающей 1/10 длины изделия;
  5. наличие одиночных просветов длиной более 5 см;
  6. наличие поверхностных обрывов нитей изделия длиной, превышающей 1/10 всей длины изделия, образованные в результате контакта с остроконечным грузом;
  7. наличие прослойки, помимо участков защемления краев, на одном конце изделия (более 0,5 м) или в глубоких слоях (более трех строчек);
  8. наличие прослойки в местах заделки краев на одном из концов изделия (более 0,2 м) или в глубоких слоях изделия (более трех строчек);
  9. наличие расслаивания краев или места сшивания грузозахватной петли, длина которого превышает 1/10 общей длины места сшивания изделия;
  10. наличие поверхностных дефектов, вызванных воздействием кислото- или щелочесодержащих веществ, растворителей, нефтяных продуктов и других химических реагентов, длиной более 1/10 от размера изделия;
  11. наличие аналогичных одиночных дефектов длиной более 50 мм или 1/10 от ширины изделия;
  12. наличие мест выпучивания или расслаивания волокон диаметром более 1/10 от ширины изделия;
  13. наличие сквозных просветов диаметром более 1/10 от ширины изделия, образованных в результате контакта с острым предметом;
  14. наличие прожженных сквозных просветов длиной более 1/10 ширины изделия, вызванных попаданием капель расплавленного металла;
  15. наличие нескольких просветов любого диаметра, расстояние между которыми превышает 1/10 ширины изделия;
  16. наличие пятен, возникших в результате контакта с загрязняющими веществами (смола, краска, цемент, нефтепродукты и др.), площадью более 1/2 от всей длины изделия.

Помимо этого не разрешается использовать текстильные тросы, которые прежде были повреждены металлическими крючьями, скобами, звеньями, подвесками, обоймой или карабинами. У них могут быть обнаружены следующие дефекты:

  • трещины в любом месте и любой площади;
  • дефекты, повлекшие за собой уменьшение стропы более чем на 3%;
  • изнашивание некоторых участков ленты;
  • вмятины, из-за которых размер поперечного сечения стропа сократился более чем на 1/10.

Рекомендации по использованию подъемных тросов из текстиля

Во время подъема и транспортировки грузов часто происходит обрыв подъемных тросов, что приводит к повреждению груза и травмам рабочих. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо строго следовать правилам фиксации тросов, а именно:

  • при зацепке грузов накладывать тросы таким образом, чтобы не образовывались перекруты и узелки;
  • подъем остроконечных грузов (профиль, доски, балки) осуществлять ленточными тросами с протекторными подкладками или защитными приспособлениями;
  • заранее просчитывать центр тяжести у грузов больших габаритов и сложной конфигурации, чтобы исключить риск соскальзывания тросов;
  • чтобы обеспечить устойчивость грузов и предотвратить их падение, зацеплять груз самым тщательным образом;
  • укреплять неиспользованные грузозахватные звенья многоветвевых строп так, чтобы при транспортировке грузов они не задевали друг друга и возможные преграды.

Владельцам съемных грузоподъемных механизмов следует помнить, что качество их работы также зависит от того, в каких условиях они хранятся. Именно поэтому в местах хранения текстильных строп необходимо регулярно проводить осмотр, организовать надзор и правильное техническое обслуживание.