Одним из элементов подъемников и транспортных устройств являются коуши – крепежные элементы, предназначенные для удерживания стальных тросов и канатов. При подъеме, перемещении и монтаже грузов используются коуши разной формы и конфигурации.

Особенности конструкции коушей

Коушем называют небольшой крепежный элемент, по наружному краю которого проложен специальный желобок. Благодаря этому желобку тросы из металла не стираются и не деформируются в процессе эксплуатации. Канавки, расположенные на наружной стороне коушей, также позволяют надежно фиксировать грузы даже при воздействии боковых нагрузок.

В зависимости от вида и назначения, коуши могут использоваться в строительной сфере и на производстве. Чтобы быть уверенным в безопасности погрузочных работ, коуши нужно подбирать в соответствии с диаметром каната. Эти параметры регламентируются государственными стандартами. В ГОСТ приводятся специальные таблицы и рекомендации, по которым можно сверять изделия.

Согласно государственным стандартам, стальной коуш должен иметь диаметр, в 4 раза превышающий диаметр стального каната.

Виды коушей

При погрузке или строительных работах обычно используются отлитые коуши или коуши, имеющие специальные перемычки. В зависимости от формы различают следующие виды крепежных коушей:

  1. Круглые. Этот вид коушей считается наиболее универсальным. Они имеют форму круга и используются в тех случаях, когда петли троса также свернуты в виде круга. Это доставляет удобство при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.
  2. Вантовые. Используются в тех случаях, когда необходима надежная фиксация, стяжка или соединение элементов строительных конструкций. Они имеют небольшой внутренний диаметр, но при этом отличаются высокой грузоподъемностью. В процессе эксплуатации оказывают минимальную нагрузку на металлические детали.
  3. Судовые. Несмотря на название, эта разновидность металлических крепежей используется в самых разных сферах. Они изготавливаются по методу горячей ковки, что делает их максимально прочными. Каждое изделие маркируется для того, чтобы понять, с каким видом троса оно может сочетаться – металлическим или синтетическим. Маркировка также позволяет определить подъемную силу крепежа. Если изделие рассчитано на нагрузку до 2000 тонн, то в его маркировке указано «P20», а если оно способно выдерживать нагрузку до 300000 тонн, то «C300».
  4. Клиновые. Состоят из вставки, обоймы, специального клина и крепежных «пальцев». Они чаще всего применяются для фиксации механизмов поднятия грузов, так как в процессе обеспечивают максимальное воздействие определенных сил. При этом металлические тросы фиксируются между обоймой и вставкой. При выборе данных приспособлений нужно учитывать качество отливки и отдавать предпочтение коушам без каких-либо пор. Наличие отверстий потенциально травмоопасно и может стать причиной преждевременной порчи приспособления.
  5. Закрытые. Данный вид коушей изготавливается из смеси разных сплавов. Предпочтительнее пользоваться ими совместно с синтетическими тросами и тросами, изготовленными из сырья растительного происхождения. Они также имеют боковые канавки, но борта при этом у них закрыты. Это препятствует скольжению каната во время подъема или перемещения грузов.