При использовании стальных канатов для подъема и перемещения грузов следует периодически производить их осмотр и замену. Случаи, при которых трос следует немедленно вывести из эксплуатации из-за высокого риска возникновения аварийной ситуации, описываются специальным документом 012-97. Он содержит нормы браковки различных видов грузоподъемных элементов.
Нормы отбраковки стальных канатов
При определении безопасности использования грузонесущих элементов учитываются:
- изнашивание внутренних и внешних структур,
- количество и характер разрывов проволок на указанном промежутке изделия,
- местное уменьшение сечения троса и проволок,
- повреждения, вызванные коррозией,
- остаточное удлинение сравнительно с изначальной длиной,
- наличие зон скопления обрывов проволок,
- разрывы прядей,
- изменения длины витков и расстояния между ними,
- наличие типовых повреждений (изломов, выпячивания проволок, волнистости),
- деформации, вызванные перегревом или переохлаждением структур.
Поводом для незамедлительного вывода из эксплуатации каната являются:
- уменьшение среза наружных проволочек на 40% и более, независимо от длины изношенного участка;
- снижение или увеличение общего размера среза стропа на 7%, сравнительно с номинальным;
- повреждение сердечника на 10% от изначального диаметра или на 3% - для малокрутящихся тросов;
- обрыв и снижение прочности проволок, превышающее допустимые нормы;
- уплощение стропа по длине;
- повышенная волнистость, вызванная закручиванием продольной оси изделия по спирали;
- выпячивание трех и более элементов на промежутке, равном длине 6 диаметров каната;
- при образовании изломов, перекручивания, загибов, колышков, значительно снижающих прочность изделия.
Как провести оценку стального каната
От правильной оценки состояния стальных тросов напрямую зависит безопасность работников. Сроки её проведения: 1 раз в декаду или каждый раз перед началом использования подъёмных механизмов, а также при сертификации. Осмотры на предмет брака проводятся лифтёрами, крановщиками, машинистами, слесарями, электромонтёрами и инженерами. Применение дефектоскопов позволяет выявить ржавчину, потерю сечения, истирание и обрыв элементов.
При проверке состояния стальных тросов повышенное внимание уделяют проблемным зонам, включающим участки заделки концов, крепления, изношенные части и отрезки, проходящие через уравнительные конструкции.
Изделие не пригодно к дальнейшему использованию, если подпадает под такие нормы:
- На 40% и более уменьшилось сечение наружных проволок, независимо от протяжённости дефектной области.
- Присутствуют обрывы сердечника или его внутренний износ. Область повреждения составляет более 10% от номинального размера (для малокрутящихся изделий – 3% и более).
- Оборвана одна или несколько прядей.
- Диаметр троса увеличился на 7%. Происходит в результате набухания сердечника под действием влаги и его последующего замерзания.
- Изделие сплющилось по длине.
- Появилась волнистость, видимая по продольной оси. Особенно опасно, когда совпадает направление таких волн и свивки троса.
- Изделие расслоилось на участке, равном по протяжённости его шести диаметрам.
- Присутствуют заломы, перегибы, перекручивания, дефекты свивки корзинообразной формы.
- Разорваны 2 и более проволок на участке, равном по протяжённости шести диаметрам изделия.
- В пределах длины каната, равной тридцати его диаметрам, оборвано 16,6 % проволок (для грузолюдских и людских подъёмных установок) и 33,3 % проволок – для грузовых.
- Обнаружены признаки деформации под воздействием температуры – сажа, обугленность, изменение цвета.
- Изделие удлинилось на 0,5% от рабочего размера или более.
При внутреннем контроле брака необходимо проверять состояние смазки внутренних элементов и сердечника, учитывать степень коррозии, смятие и обрывы. Если для подъёма груза используется 2 каната одновременно, то каждый из них оценивается в отдельности. Замену отбракованных изделий проводят в кратчайший срок.
Браковка в зависимости от износа, коррозии
Визуально износ имеет такие признаки: исчезают впадины между проволоками, появляются плоские грани наружных элементов, изменяется цвет – появляется нетипичный металлический блеск. Канат бракуется согласно таких норм:
- уменьшился диаметр наружных проволок на 40 % и более;
- общий диаметр изделия уменьшился на 7% от нормы в результате истирания проволоки или повреждения коррозией, даже если нет видимых разрывов;
- уменьшилась толщина наружной проволоки в закрытых конструкциях на 50 % и более.
Длина изношенных и коррозионных участков не учитывается при оценке брака.
Методы проведения контроля качества стальных канатов
Контроль качества стальных конструкций, испытывающих максимальные нагрузки и попадающих под воздействие внешних неблагоприятных факторов, проводится в соответствии с требованиями, изложенными в соответствующих нормативных документах.
Перечень работ по оценке пригодности стальных канатов предполагает проведение нескольких видов осмотра, в число которых входят:
- Визуальный осмотр. Метод включает в себя осмотр каната при помощи специальных оптических приспособлений. Данный метод не дает возможности оценить степень износа изделия, но позволяет найти поврежденные в процессе эксплуатации участки проволок.
- Косвенные исследования. Данный метод предполагает проведение косвенной оценки технического состояния изделия. За основу берется интегральная методика исследования по угловым и линейным деформациям.
- Дефектоскопические процедуры. При оценивании пригодности каната применяются дефектоскопы, принцип работы которых основан на ультразвуковой или рентгеновской диагностике или магнитоскопии. Данный метод позволяет найти обрыв проволок в прядях, отметить участки, износ которых превышает нормативные значения.
- Инструментальные операции. При помощи данной технологии удается выявить отклонения от нормы прямолинейности, а также оценить степень износа троса. Приборы дают возможность замерить удлинение каната на одном участке или по всей протяженности, а также узнать сечение (поперечный диаметр проволок) каната.
Полученные в ходе контрольных измерений и процедур значения сравнивают с показателями нормы. Процент износа дает понять, пригоден ли данный канат к дальнейшей эксплуатации, или же изделие подлежит срочной замене.
Отбраковка тросов при различных условиях эксплуатации
Одной из причин отбраковки стального стропа является увеличение его длины более чем на 5%, сравнительно с рабочей протяженностью. Тросы, использующиеся на трущихся шкивах, удлиняются с достаточно высокой скоростью. Такая деформация может привести к выскальзыванию одного из стропов даже при оснащении шкива натяжным механизмом.
Отбраковка несущих тросов и оттяжек происходит при удлинении в процессе работы отрезка, длиной 6 диаметров, на 9%. Увеличение длины свидетельствует о наличии критических дефектов, способных стать причиной аварийного обрыва изделия.
Также причиной вывода из эксплуатации стального троса является обнаружение признаков теплового воздействия, представленных:
- изменением цвета определенного участка изделия,
- остатками сажи,
- расплавленными и обгорелыми элементами.
Подобные дефекты могут возникать под влиянием аварийных токов, брызг от сварки, воздействием раскаленного или расплавленного металла.
Стальные тросы, использующиеся в подъемных конструкциях закрытого характера, должны немедленно изыматься из работы, соответственно требованиям норм браковки, в случае:
- появления видимого изъяна наружных проволок в замке;
- изнашивания по высоте внешней проволоки более чем наполовину;
- обрыва 12-ти фасонных внешних проволок на всей рабочей длине изделия или 3 на участке, равном 30 диаметрам;
- выхода из замковой структуры одного из наружных элементов.
Выбраковка малокрутящихся грузонесущих элементов, использующихся в лифтовых устройствах, производится при обрыве 8 проволок на участке длиной 30 диаметров каната и 4 – на промежутке, равном длине 6 диаметров. При использовании двух канатов для крепления кабины возможна замена только более изношенного из них.
Соблюдение норм браковки стальных тросов поможет вам избежать аварийных ситуаций на производстве и обеспечит безопасность работы.