Во время строительства зданий или прокладки кабелей широко используются фиксирующие детали — растяжки. Однако для их натяжения человеческой силы не всегда достаточно. Поэтому люди придумали специальные натяжители — талрепы

Что такое талреп и для чего он используется?

Изначально данное крепежное средство использовали в сфере грузовых перевозок по морю. Оно позволяло надежно закрепить и удержать груз. Сейчас этот крепеж используется при стягивании, в разного вида строительных работах, во время монтажа опор.

Данное приспособление выполняет важную функцию при обделке такелажа. Поэтому каждую деталь выполняют по требованиям к качеству. Так, есть два международных стандарта — DIN 1478 и DIN 1480, а также один российский — ГОСТ 9690-71. 

Главная задача талрепа — натяжение. Этот крепежный инструмент довольно надежен. Промежуточное звено может удержать на себе груз в десятки тонн без признаков усталости металла. Например, модель ПТР-7-1, которая предназначена для натяжения стальных канатов и тросов, выдерживает нагрузку до 70 кН. 

ГОСТ и чертежи –  характеристики талрепа

Покупать натяжитель нужно с особой внимательностью, поскольку неправильно подобранный товар может деформироваться при использовании. При выборе стоит опираться на таблицы, которые всегда есть у продавца. Там описана нагрузка, накладывающаяся на модель, которую вы собираетесь приобрести. Существует несколько видов промзвен, поэтому стоит заранее подумать о функциональности.

Первое, на что нужно обращать внимание, — диаметр резьбы. Как и все винтовые крепежи, промзвена имеют маркировку с указанием параметра характеристики в миллиметрах — М8, М12, М16 и т. д. При этом оба винта могут иметь разную резьбу. Кроме того, на прилавках можно встретить модель Т-10-01. Вторая цифра — это значение нагрузки при напряжении в килоньютонах. 

Чаще всего устройства применяются на открытом воздухе. Там изделия подвергаются перепадам температур и воздействию влаги. Это может привести к коррозии металла. Поэтому применяемые промежуточные звена обязательно покрываются защитным слоем другого металла, чаще всего цинка. Этот процесс совершают, придерживаясь отдельного ГОСТа. Обработанные натяжители могут служить десятки лет без последующей деформации металла. 

Конструкция и виды талрепа

Конструкция промзвена предельно проста. Основу составляет корпус в форме цилиндра, выполненный на станке. На противоположные концы наносят разнонаправленную резьбу. В неё вкручиваются винты с крюками или кольцами, к которым крепится канат. Проворачивая винты, можно отрегулировать силу натяжения троса. 

Промежуточное звено может весить от нескольких грамм до нескольких тонн. Это зависит от размера и предназначения. 

Натяжители делятся на разные виды, в зависимости от типа корпуса, материала, характеристик, а также внешнего вида. 

По типу корпуса выделяют такие виды:

  • Талреп ОС (открытый корпус, сварной);
  • Талреп ЗС (закрытый корпус, сварной);
  • Талреп ОШ (открытый корпус, штампованный);
  • Талреп ЗШ (закрытый корпус, штампованный);
  • Талреп цепной

Промежуточные звена с закрытым корпусом используют при обделке такелажа на открытом воздухе. Они не подвергаются воздействию повышенной влажности и попаданию мусора. Цепные натяжители с кольцами удерживают грузы при перемещении на транспортной платформе. 

По внешнему виду: 

  1. Промзвено ВУ — система “вилка-ушко”;
  2. Промзвено ВВ — система “вилка-вилка”;
  3. Промзвено УУ — система “ушко-ушко”;
  4. Промзвено ВГ — система “вилка-крюк”;
  5. Промзвено ГГ — система “крюк-крюк”;
  6. Промзвено ГУ — система “крюк-ушко”.

По материалу натяжители бывают оцинкованными, либо выполненными на станке из нержавеющей стали. Первый тип используют чаще всего.