В тех случаях, когда приходится иметь дело с натяжением троса, используется специальное техническое устройство, которое называется талреп. Это приспособление представляет собой металлическое изделие цилиндрической формы с резьбовыми отверстиями.

В него с обеих сторон вкручиваются винты, имеющие противоположную резьбу (один левую, другой правую). На их концах могут быть крюки или ушки, за которые зацепляется трос. Ввинчивание винтов приводит к его натяжению.

Что такое талреп и для чего он используется?

Изначально данное крепежное средство использовали в сфере грузовых перевозок по морю. Оно позволяло надежно закрепить и удержать груз. Сейчас этот крепеж используется при стягивании, в разного вида строительных работах, во время монтажа опор.

Данное приспособление выполняет важную функцию при обделке такелажа. Поэтому каждую деталь выполняют по требованиям к качеству. Так, есть два международных стандарта — DIN 1478 и DIN 1480, а также один российский — ГОСТ 9690-71. 

Главная задача талрепа — натяжение. Этот крепежный инструмент довольно надежен. Промежуточное звено может удержать на себе груз в десятки тонн без признаков усталости металла. Например, модель ПТР-7-1, которая предназначена для натяжения стальных канатов и тросов, выдерживает нагрузку до 70 кН. 

Конструктивные особенности талрепов и их виды

Обычно внутренняя часть приспособления, изготовленного методом сварки, ковки или литья, остается открытой. Это облегчает возможность правильной регулировки степени натяжения троса. Но если предполагается использовать талреп в неблагоприятных условиях, где существует риск попадания на резьбу мусора или влаги, цилиндр делают закрытым. В любом случае он состоит из следующих составляющих:

  • корпуса,
  • винтов с правой и левой резьбой,
  • их оголовков в виде кольца, вилки или крюка.

Детали не делаются «на глазок». Каждая из них должна соответствовать требованиям стандартов DIN 1480/DIN 1478 (международные) или ГОСТу 9690-71 (на территории бывшего Советского Союза). Старое название изделия, концы винтов которого были снабжены петлями продолговатой формы, – промежуточное звено или талреп ПТР 7-1. Далее шли цифры, которые обозначали величину максимальной нагрузки в тонна-силе (например, Т 30-01 означало 3 тс).

В современных моделях нагрузка обозначается в кН (килоньютонах), т.е. тот же показатель Т 30-01 обозначает 30 кН. Чтобы выбрать изделие, соответствующее предполагаемой нагрузке, необходимо попросить у продавца приспособлений специальную таблицу. В ней изготовитель указывает, на какую максимальную нагрузку рассчитана каждая модель.

При выборе талрепа следует обращать внимание не только на выдерживаемую им нагрузку, но и на диаметр резьбы винтов. Например, в моделях М8, 10, 12, 16, 20 цифра обозначает диаметр в миллиметрах. Если предполагается использование приспособления вне помещения (что чаще всего и бывает), все его составляющие подвергаются оцинкованию.

В соответствии с требованиями ГОСТа 9690-71 выпускаются типы стягивающих устройств с муфтой:

  • закрытой (ОЗ);
  • открытой (ОС);
  • штампованной (ОШ).

Они бывают снабжены:

  • вилкой-ушком (ВУ);
  • ушком-ушком (УУ);
  • вилкой-вилкой (ВВ).

Талрепы, используемые на водных видах транспорта, имеют еще и другие виды оголовков:

  • вилка-гак (ВГ);
  • гак-ушко (ГУ);
  • гак-гак (ГГ).

Для изготовления муфт используется углеродистая и магнитная сталь. Чтобы защитить от трения соприкасающиеся поверхности приспособлений, их покрывают графитовой смазкой. Фиксируются ушки, гаки, вилки при помощи гаек.

Талрепы, соответствующие стандарту DIN 1480, конструктивно не имеют существенных отличий от изделий, для изготовления которых применяется ГОСТ 9690-71. А вот рэтчет является цепным крупногабаритным изделием. В качестве закрепляющего элемента в нем используется храповик (трещотка). Область его применения – соединение удаленных друг от друга объектов.

Общие правила эксплуатации всех видов талрепов

При использовании изделия необходимо тщательно следить за тем, чтобы величина воздействующей на него силы не превышала допустимые нормы. В противном случае может произойти его деформация, что чревато разрывом. При возникновении прецедента следует заменить поврежденный элемент и уменьшить усилие. Прежде чем приступить к работе, необходимо:

  • четко определиться с предполагаемым весом,
  • выбрать соответствующее условиям работы изделие,
  • убедиться, что нагрузка происходит исключительно по линии оси, т.к. конструкция приспособления на боковые нагрузки не рассчитана.

Перед эксплуатацией талрепа надо провести профилактические работы, заключающиеся в:

  • промывании его бензином,
  • полировке кругом из войлока,
  • нанесением смазочного материала с присадками из графита и бисульфата молибдена.

В процессе работы изделие необходимо время от времени промывать пресной водой, чтобы смыть попадающие на него соли.