Такелажные работы практически всегда связаны с использованием стальных канатов проволочного типа. Если их правильно использовать, то период эксплуатации будет продлен. Зачастую хранение канатов осуществляется в смотанном виде на катушки. При разматывании изделия нельзя его сбрасывать с катушки отдельными петлями. 

Основные требования при монтаже каната

Главное требование при монтаже каната - обеспечить его сохранность от раскручивания. Для этого нужно выставить барабан с канатом на размоточным устройстве так, чтобы барабанная ось была расположена горизонтально. Конец каната, который сматывается, должен снизу или сверху барабана сходить, который во время намотки барабана должен подтормаживаться. 

Между барабанами должна быть дистанция максимум 300 диаметров каната. Во время установки он должен сгибаться минимальное число раз, особенно это касается знакопеременных перегибов.

Как правильно размотать стальной каната с барабана

При разматывании каната, надо проверить, нет ли на нем брака производства. Это важно, поскольку нельзя использовать на кране изделие с браком. Самый распространенный дефект - у каната сечение не круглое, иными словами, он сплющен или срезан; натяжение прядей неравномерное - одна из них перетянута или не натянута; западание или выпячивание проволок в прядях из-за смещения проволок при производстве каната; ржавчина на поверхности каната, которая появляется в результате неправильного хранения или отсутствия смазки. 

Для размотки каната используют разные оборудования. Во время работы с подставками, которые регулируются по высоте и являются металлическими, барабан с канатами надо надеть на ось, которая закреплена на опорах винтов. Подставки могут быть использованы для барабана любого размера. Отрезок каната надо размотать, притормаживая барабан, которые на горизонтальной оси вращается свободно. При этом свободный конец троса должен сходить снизу барабана или катушки. 

На подставке козлах ось, которая пропущена через барабан, следует установить сверху на подставки. Также могут быть использованы подставки в виде основания из дерева или металла с вертикальной осью, на которую осуществляется монтаж барабана. В некоторых случаях, чтобы облегчить вращение барабана между основание и ребордой барабана, которая к нему прилегает, надо расположить вращающиеся опорные катки, опоры которых заранее закрепить к основанию подставки. 

Если объем работ небольшой, то использовать можно деревянные козлы. Если канат решено разматывать навесу, то к опоре крепят ось, а барабан надо установить на вертикальную ось, за которую посредством особой петли конструкцию можно будет подвесить к крюку. Также допустимо установить горизонтально ось барабана, не используя опору и закрепить на стропах, которые соединены сверху траверсой.

Разматывать канат лучше с горизонтальной оси, что позволит предотвратить его произвольное соскальзывание. 

Для отмотки отрезка троса, бухту следует вращать вокруг горизонтальной оси, которая опирается на козлы, или перекатывать бухту в сторону, которая противоположна от конца каната.

Чтобы предотвратить налипание на канат грязи и дальнейшего ускорения его износа, нельзя разматывать изделие на земле или полу. Но при этом допускается подкладывание под него деревянные щиты или швеллер, на котором делают разметку с целью определения длины наматываемого куска каната.

Также стоит избегать ситуации когда трос разматывается небрежно - он формирует петли, деформируется и получает повреждения механического типа, которые исправить нельзя. Если же петли все же образовались и не были своевременно исправлены, трос с органическим сердечником будет испорчен - залом вызывает в будущем смещение при растяжении каната, перекручивание и выпучивание из прядей проволоки. Такое изделие в эксплуатации не будет безопасным, а период его использования довольно ограничен. 

Уход за канатами: регулярная смазка 

Благодаря постоянной смазке канатов о время использования намного увеличивает период их эксплуатации. Смазка обеспечивает защиту кагату от коррозии и уменьшает его износ на барабане и блоках. Канаты покрывают смазкой при изготовлении по всему сечению, а в процессе использования - сплошной непрерывной пленкой толщиной 0,1 мм. В качестве смазок применяют торсиол-55, ГОСТ 20458-75, торсиол-35, БОЗ-1 по технической документации. 

Температура смазки при ее нанесении на канат должна быть 80-100°С. Канат перед нанесением смазки следует очистить от старой и грязи разными способами. Самый простой - очистка стальными щетками и хлопчатобумажными концами.