Стальной канат или трос обеспечивает безопасное использование оборудования, применяемого в процессе подъема груза. Основным требованием к изделиям выступает способность осуществлять сложные производственные задания.

Особенности троса для кран-балки

Трос – изделие, которое изготавливается из металлической проволоки. В зависимости от назначения, в процессе производства используют материал определенной формы, площади поперечного сечения, прочности.

Структура включает стальную проволоку и сердечник. Для улучшения эксплуатационных характеристик может обеспечиваться специальное антикоррозийное покрытие и пропитка. Это также позволяет избежать гниения и механических повреждений. Помимо кран-балок, стальные канаты могут использовать для иного грузового оборудования.

Особенностями подобных изделий выступают:

  • сердечники из прочной проволоки;
  • применение органических материалов при изготовлении (полиэтилен, асбест, пряжа и т.д.);
  • способность сохранять смазку длительное время;
  • возможность удерживать определенную форму;
  • отсутствие боязни различных температур.

Также тросы подвергаются оцинковке. Покрытие позволяет защитить их от негативного внешнего воздействия. Подобные канаты могут эксплуатироваться на открытой местности.

Подбор троса — определяем грузоподъемность

В процессе изготовления троса для кран-балки используется высокоуглеродистая проволока. Ее сечение варьируется от 0,4 до 3 мм, исходя из назначения. У нее присутствует определенный запас прочности в процессе нагрузок на разрыв. Традиционно – 130- 200 кгс/мм2.

Конструкции изделий бывают таких типов свивки, как:

  1. Одинарная – одна прядь с проволокой, характеризующейся одинарным сечением.
  2. Двойная – несколько прядей, которые накладываются поверх сердечника в 1 или 2 слоя.
  3. Тройная – сочетание нескольких проволок плюс сердечник.

Касание может быть точечным, линейным и точечно-линейным. Стальной канат с точечным касанием способен выдержать незначительную пульсирующую нагрузку. Изделие, отличающееся линейным касанием, может использоваться в большем количестве случаев. Точечно-линейные канаты применяются в тех ситуациях повышенной нагрузки, когда линейные не способны предоставить требуемый запас прочности.

При выборе изделия учитывается разрывная и рабочая прочность. Первая обозначает минимальное усилие на канат, при котором будет происходить разрыв. Второй показатель представляет собой натяжение, допустимое при эксплуатации изделия.

Замена троса на кран-балке

Несмотря на длительный срок службы троса, наступает момент, когда требуется его замена. Основными «звоночками», когда следует установить новый, выступают:

  • наличие ржавчины во многих местах;
  • открытая видимость сердечника;
  • сокращение диаметра минимум на 35%;
  • разрыв троса (по ходу плетения, обрыв прядей).

Процесс замены осуществляется, исходя из крановой конструкции, марки троса, а также условий работы. Производится он на закрытой площадке, где вблизи отсутствуют дома и люди. Есть два способа заменить трос:

  1. Соединяется новый канат с предыдущим, после чего осуществляется натяжение на блоки, относящиеся к подъемному механизму.
  2. Производится спуск крюковой подвески, после чего выполняется снятие канатоукладчика и полное извлечение троса. Новый выравнивается и крепится к барабану посредством прижимных болтов, после чего происходит наматывание витками. Второй конец троса протягивают через блок подвески, крепят на электрической тали при помощи клинкового зажима. Напоследок производится монтаж канатоукладчика и пружин.

Перед стартом эксплуатации следует проверять настройки приборов для регулировки, а также протестировать транспортировку груза.

Сферы применения

Изделия могут применяться в различных областях. Преимущественно, они используются в следующих отраслях промышленности:

  • угольной;
  • горнорудной;
  • нефтедобывающей;
  • химической;
  • металлургической.

Также канаты активно эксплуатируются в сферах строительства, морского транспорта и машиностроения.