В наши дни сложно себе представить логистические работы без использования средств механизации. К ним относятся различные лебедки, автомобильные, корабельные, строительные, портовые краны и прочие подъемные механизмы. Все перечисленные средства снабжены грузозахватными приспособлениями, необходимыми для фиксации предметов на время их подъема и перемещения. К ним относятся и канатные стропы.

Независимо от конструкции грузозахватов к ним предъявляются следующие общие требования:

  • вес перемещаемого груза не должен превышать номинальную нагрузку, гарантированную изготовителем (хорошо, если будет запас прочности); 
  • конструкция грузозахватов выбирается исходя из условий эксплуатации, температуры и особенностей товара, чтобы не допустить его повреждение;
  • какой-либо ремонт такелажа не допускается — только замена на новый;
  • канат должен иметь соответствующую техническим условиям заводскую маркировку.

Она включает полное название производителя, заводской номер аксессуара, допустимую нагрузку, месяц и год очередных испытаний.

Канатные стропы

Этот вид аксессуаров характеризуется прочностью и широким диапазоном рабочих температур, поэтому может использоваться для работы с тяжелыми объектами в любое время года.

Отличаются количеством отдельных стальных канатов (ветвей) и их формой. По числу ветвей они бывают одно, двух, трех и четырехветвевыми. Последние могут как снабжаться двумя уравнивающими блоками, предотвращающими перекос предметов с четырьмя точками крепления в процессе подъема, так и не иметь их. Каждый аксессуар снабжен крючком-защелкой. 

По форме стропы делятся на петлевые и кольцевые. Они выпускаются без крюков. Допустимая нагрузка на такелаж определяется диаметром троса и толщиной материала, из которого изготовлены крюки. Например, для каната с минимальным диаметром 8,1 мм вес поднимаемого имущества не превышает 1,6 т., а для троса диаметром 46,5 мм достигает 50 т. 

Обозначаются приспособления буквами и цифрами. Ниже приведены несколько примеров.

  1. СКП20 — строп канатный петлевой, максимальная нагрузочная способность 20 т. 
  2. СКК16 — строп канатный кольцевой, номинальная грузоподъемность 16 т.
  3. 4СК50 (4 — количество ветвей, СК — строп канатный, допустимая масса имущества 50 т). 

Длина такелажа достигает 50 м в зависимости от потребностей заказчика.

Эти приспособления более долговечны по сравнению с другими грузозахватами и более надежны, поскольку трос, в отличие от цепи, приходит в негодность постепенно. Поэтому его можно заблаговременно вывести из эксплуатации, не дожидаясь полного разрушения.

Особенностями рассматриваемых устройств является недостаточная для многих применений гибкость, что особенно проявляется в тросах большого сечения. Поэтому канатные приспособления не используют для погрузки хрупких предметов. Эти приспособления не должны эксплуатироваться при уменьшении диаметра троса в результате износа на 7% и более по сравнению с паспортным значением. Или если рассматриваемый параметр превысит 10% вследствие обрыва центрального сердечника. 

Цепные грузозахваты

Эти приспособления отличаются от рассмотренных выше тем, что в них, вместо тросов, используют цепи. Их характеризует самая большая прочность и гибкость. Количество ветвей также может быть от 1 до 4-х. Кроме того, выпускается такелаж универсального (кольцевого) типа, который используются для погрузки продукции обвязкой.

Примеры обозначения: 1СЦ32х116, 31,5 — строп цепной одноветвевой, калибр цепи 32х116, масса имущества до 31,5 т. Эти приспособления применяются в работе с предметами, снабженными транспортировочными петлями, крючками или рым-болтами. 

В обозначении 32х116 первое число (в рассматриваемом примере 32) это диаметр звена, а второе — максимальное расстояние между его внутренними поверхностями, всё в мм. 

УСЦ 32х116, 50 — универсальный строп цепной, калибр цепи 32х116, нагрузочная способность 50 т. 

Заявленные производителем характеристики изделий этого класса гарантируются в диапазоне температур от -40 до +200°С. Захваты могут эксплуатироваться и при температурах до +400 °С, но при этом их нагрузочная способность уменьшается на 25%. Широкий диапазон рабочих температур позволяет использовать эти изделия в металлургии, например, при литье стали. 

Кроме того, они применяются преимущественно при транспортировке железобетонных плит, металлопроката, предметов с острыми кромками и различной тары. Если использовать для этого другой такелаж, то велика опасность порчи и товарно-материальных ценностей, и такелажа. Эти изделия менее надежны, чем канатные, т.к. выходят из строя внезапно. Поэтому их необходимо тщательно осматривать перед каждым применением. Грузозахваты должны быть изъяты из эксплуатации при увеличении размера звена цепи более 3% от номинального и при уменьшении диаметра более 10%. 

Цепные аксессуары хоть и имеют максимальную прочность, но очень тяжелые, поэтому для их эксплуатации нужна бригада опытных рабочих. 

Синтетический такелаж

Стропы текстильные  (в просторечье полотенца) используются для деликатной строповки мягких и легких товаров, например, легковых автомобилей или палетт в логистических центрах. Изготавливаются из капрона или полиэстера. По форме полотна делятся на текстильные и ленточные, а по конструкции на петлевые, ленточные и ветвевые. Последние могут включать от 1 до 4 ветвей, заканчивающихся крюками-защелками. Ниже приведены варианты маркировки.

  1. СТП10/2000 (строп текстильный петлевой) предельная масса объекта 10т, размер полотна 2000 мм.
  2. Аналогично обозначаются кольцевые аксессуары, только их буквенное обозначение СТК.
  3. 4СТ6,3 (4-х ветвевой строп текстильный) грузоподъемностью 6,3 т.

Диапазон рабочих температур составляет от -60 до +100 °С. 

Рассматриваемая разновидность грузозахватов характеризуется относительной дешевизной, небольшим весом, обеспечивает чистоту и целостность поверхности транспортируемых объектов, позволяет стропальщикам работать без рукавиц.

Из недостатков можно отметить низкую стойкость к воздействию химически активных веществ, высоких температур, открытого огня и ультрафиолетового излучения. Поэтому хранить такие аксессуары приходится в сухом затемненном месте, куда не проникает солнечный свет.

Не допускается использование синтетических изделий, имеющих разрывы или порезы вдоль полотна длиной более 50мм, суммарная длина которых составляет больше 10% от общей длины ленты. Также бракуется такелаж с локальным расслоением длиной более 0,5м с повреждением более 3-х строчек.

Заключение

Различные грузоподъемные механизмы являются техническими средствами повышенной опасности. Порядок и условия их эксплуатации жестко регламентируются надзорными органами. Вопросы контроля технического состояния и возможности дальнейшего использования аксессуаров для подъема грузов возлагаются на организацию, эксплуатирующую конкретное грузоподъемное средство.

Не должны использоваться грузозахваты, имеющие следующие повреждения.

  1. Распущенные концы тросов или синтетических полотен.
  2. Изломы.
  3. Закручивания типа «барашек».
  4. Обрывы одной или более прядей.
  5. Узлы.
  6. Надрывы и трещины.
  7. Изменение формы крюков или неисправности их защелок.

Контроль технического состояния различных подъемных устройств и их ремонт осуществляется профильными компаниями, прошедшими процедуру лицензирования.