Стальные канатные стропы встречаются в строительстве, в складских помещения, портах, когда необходимо выполнить погрузочно-разгрузочные, складские, такелажные и иные грузоподъемные работы. Это связано с прочностью изделий, а также их гибкостью.

Помимо канатных строп, используют также цепные, текстильные у которых есть свои сильные стороны и специфика. Зная эти особенности, можно будет без труда заменить канатные стропы так, чтобы это никак не отразилось на безопасности проводимых работ. 

Где используются стальные канатные стропы

Широкое применение канатные стропы нашли в строительной сфере, на предприятиях металлургической, машиностроительной и нефтехимической отраслей. Также они встречаются на складах и портах. Там, где необходим перевозка больших и тяжеловесных грузов. Применяются они при выполнении такелажных, ремонтных, монтажных, демонтажных, погрузочных работах.

Один из вариантов использования стропа УСК1 (СКП) - обвязка крупногабаритного груза. 1СК при наличии коуша применяется для зацепления, а строп СКП – в качестве чалки. Грузоподъемность 1СК в основном не более 20 т, но при условии, что используется канат, диаметр которого как минимум 46,5 мм.

Изделия 2СК могут быть использованы для перевозки грузов с двумя точками крепления или зацепа, вес которых не превышает 25 т. Посредством паука (стропы 4СК) можно перемещать предметы с, как минимум, четырьмя точками зацепления (морские контейнеры).

Сертифицированные изделия без труда выдерживают нагрузку до 50 т, поскольку проходят все необходимые испытания, что подтверждается соответствующими документами. 

Посредством УСК2 (СКК1) обвязывают и берут “на удавку” трубы, бревна и иные изделия, которые надо закрепить таким образом. Канатная ветвь ВК - вспомогательная и используют ее в случае комплектации ветвевых разновидностей стропов.

Из чего изготовлены и из каких деталей состоят

Стальные стропы сплетаются из канатов, в составе которых сердечник с намотанной на него проволокой. Концы металлического троса закручиваются в петли посредством опрессовки алюминиевой втулкой или вплетением в тело стропа - это ручная заплетка. Это не относится к канатным стропам кольцевого типа, которые представляют собой замкнутое кольцо, где оба конца скрепляются между собой. 

Верхняя часть может быть дополнительно оснащена коушем, а нижняя – крюком, талрепом, такелажной скобой, захватом. Если строп имеет несколько ветвей, то они соединяются вверху на одном звене - форма его может быть разной.

Каждый строп должен соответствовать ГОСТу и иметь бирку, на которой указана грузоподъемность, дата испытаний, знак или название производителя. Эти приспособления имеют непосредственную связь с сохранностью транспортируемого груза и жизнью людей, поэтому должны отвечать всем требованиям безопасности. Если стропы многоветвевые, то бирка должна быть на каждой ветви.

Составные компоненты канатных строп:

  1. Серьга (подъемное звено) – специальное грузоподъемное приспособление из металла, один конец которого фиксируется на крюке, а другой – удерживает свисающие канатные ветви строп за петли. По форме подъемное звено может быть выполнено кольцом,которое может быть неразъемного или разъемного типа.
  2. Заплетенные петли. Верхняя петля фиксируется за серьгу, нижняя – держит крюк.
  3. Втулка - это трубка, для изготовления которой используется сталь или алюминий. Она необходима для проведения опрессовки петли.
  4. Коуши на стропах – оправки из металла, которые помещены внутрь петли вместе с крюками с целью обеспечения свободного скольжения кольцевых креплений крюков, которые размещены в них.
  5. Крюк – нужен для захвата чалки, рым, петли и пр.
  6. Защелка – подпружиненная пластина, используемая как предохранительный замок. Применяется для удержания чалки на крюке;

Дополнительно могут быть применены захваты, струбцины, траверсы и прочие изделия. Весь механизм для захвата груза, в составе которое есть канатные стальные стропы, называется “пауком”. Конструкция может предусматривать 4 и более канатных ветвей в стропе. Кроме металлических канатных строп, используются цепные, а также – текстильные.

Преимущества канатных строп

Канатные стропы широко используются благодаря своим сильным сторонам. Например:

  • совместимость с погрузочными машинами любого типа: подъемный кран, лебедки и не только;
  • относительно небольшой вес при условии наличия в составе максимум двух канатных ветвей;
  • способность выдерживать большие нагрузки;
  • прочность;
  • длительный срок эксплуатации;
  • использование в экстремальных температурах - -60…+40°С. Если есть стальной сердечник, то верхний порог температуры составляет +150°С;
  • безопасность - стальные канатные стропы разрушаются не сразу, а постепенно, при этом деформации заметны сразу. Благодаря этому, необходимо своевременно их менять, не доводя до аварийной ситуации;

Технический осмотр каната и критерии замены

В стандарте ISO 4309 указано, что определить эксплуатационную безопасность каната можно в случае точной оценки таких показателей:

  • износ проволок - уменьшение диаметра стального каната;
  • число обрывов проволок и как они расположены;
  • коррозия внутренняя и внешняя;
  • повреждение и износ каната.

На что можно заменить канатные стропы

Если работать нужно с хрупкими грузами, то заменить канатные стропы лучше на текстильные. Они аккуратно смогут обхватить товар без вероятной деформации внешнего его вида и формы. 

Если работы будут производиться при экстремальных температурах (до +500°С) то остановиться нужно на цепных стропах. Они рассчитаны и выдерживают такой температурный режим. Помимо этого, такие изделия отличаются повышенной гибкостью и подходят для любого вида строповки.