Грузозахватные стропы - отрезки канатов, цепей или текстильных лент, которые соединены в кольца или оснащены навесными и грузозахватными концевыми элементами. Их используют для обвязки, крепления, навешивания груза к грузоподъемному оборудованию. Также они гарантируют быстрое и надежное крепление груза.
Основных вида стропов: цепные, канатные и текстильные
Канатные стропы - наиболее популярная категорий изделий. Рабочее тело состоит из канатов длиной 1-50 м, которые сплетаются в стренги из многих проволок одного диаметра из стали. С учетом исполнения фиксирующих концевых петель, канатные стропы бывают спрессованными и заплетающимися, а с учетом задействованных ветвей - с одной или многими ветвями. Зачастую один из концов изделия оснащен карабином, а второй - крюком. В моделях со многими ветвями соединение карабинов происходит к стальном кольце. Оптимальное число веток и варианты захвата груза подбирают отдельно для каждой конкретной ситуации.
Кроме Этого, в этой категории есть виды строп с кольцевым и чалочным построением. Они могут быть использованы отдельно или объединены в канатные узлы универсального типа.
Канатные стропы могут перемещать любые виды подъемных изделий: обычные, тяжелые и очень тяжелые, оснащенные кольцами, скобами, проушинами. По этой причине они могут быть укомплектованы разными захватами. Такое оборудование не боится нагрузок динамического типа при температуре -40 0С ... + 45 0С.
Все канатные стропы надежные, гибкие и доступные.
Цепные стропы также популярны, но их используют зачастую для строительства и погрузочных работ. Тела этих изделий составляют цепи из стали со сварными звеньями. Повышенная прочность и гибкость позволяют перемещать грузы с острыми краями и большой массой - до 67 т. Им не страшна кислотная и щелочная среда, а также температура в пределах -45 0С-400 0С. Строповка подвижная, потому ее можно использовать там, где не подходит использование других видов строп.
Цепные стропы тяжелые, но их вес можно уменьшить с помощью применения высокотехнических сплавов. Они безопасны, удобны в использовании и универсальны.
Текстильные стропы признаны самыми современными и бережливыми приспособлениями из прочных полиэстеровых материалов с ленточным или круглым плетением. Их можно использовать для перемещения груза любого размера и веса, в числе которых и тех, которые легко деформируются, хрупких и пр. Прочная синтетическая ткань может выдержать до 15 т, но при этом острые края и шероховатая поверхность опасна для них. ПО этой причине на стропах часть есть чехлы, которые предотвращают истирание.
Такие стропы маловесны, гибкие и подходят для использования при температуре -60 0С...+100 0С. Они не боятся нефти, кислотной среды, растворителя и пр.
Особенности строповки труб
У строповки труб есть определенные особенности:
- Владелец крана или эксплуатирующей организацией должны разработать способы правильной строповки и зацепки грузов, и обучить им стропальщиков.
- Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
- Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с использованием крана.
- Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены согласно регламенту.
- Строповка металлопроката и пиломатериалов должна производиться в соответствии со схемами строповки.
- Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие весу и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90º.
- При строповке грузов стропа накладывать на основной массив груза без узлов, перекруток и петель, под острые ребра грузов подкладывать спецподкладки, предохраняющие стропы от повреждений, обвязывать груз так, чтобы во время его перемещения исключить падение его отдельных частей и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить как минимум в двух местах.
- Зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, с петлями, рымами, цапфами, производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы.
Описать способ обвязки - “на удавку”
Это один из самых популярных способ строповки. Предполагает создание петли вокруг груза, причем один конец стропа должен быть пропущен через другой. Также возможно использование специальных крюков. Затягивание петли происходит под собственным весом транспортируемой продукции. Строповка “на удавку” подходит для использования со всеми видами стропов. Данная схема обвязки применяется при работе со штучным грузами по отдельности и в связке.
Чтобы было удобно формировать петли, применяются особые крюки – для канатных стропов чокерные, для цепных – с широким зевом, для текстильных – с плоской площадкой.
Сильная сторона этого способа - отсутствие потребности формировать петлю заранее. При использовании текстильных строп важно, чтобы лента не перекручивалась и легла в зев крюка ровно. При работе с канатными стропами с чокерными крюками можно выбрать вариант, при котором крюк вплетен в петлю, или когда крюк находится на теле стропа. Второй вариант более удобный, универсальный. При выполнении подъемных работ используется чокерный крюк, оборудованный пластинчатым замком-предохранителем. Выбирая стропы для обвязки “на удавку” важно учесть понижающий коэффициент 0,8. Это значит, что грузоподъемность стропа при этой схеме понижается на 20%.
Зависимость грузоподъемности стропа от способа обвязки
Грузоподъемность стропа, которая для стандартных условий указана на бирке, меняется с учетом способа обвязки груза. Наблюдается такая зависимость:
- затяжка груза петлей - на 20% меньше грузоподъемности от указанной на бирке;
- свободная укладка на 2 стропах - плюс 100%;
- угол между ветвями 45º - меньше на 10%;
- угол между ветвями 90º - меньше на 30%
В случае, когда при обвязке есть несколько условий, которые меняют грузоподъемность, они суммируются. Так, при затяжке длинномерного груза 2 петлями при угле между ветвями 45º, для каждого стропа грузоподъемность следует уменьшить на (20+30) 50%.