Стальной трос, как и любое другое изделие из металла, страдает от ржавчины и коррозии. Чтобы избежать проблем с эксплуатацией, требуется обезопасить канат из стали.
Чем опасна коррозия и ржавчина для троса?
На начальном этапе развития коррозии на тросе образуется тонкий слой ржавчины, которую проблематично удалить с поверхности. На следующей стадии слой ржавчины утолщается и отделить его от каната становится проще, при этом сечение проволоки составляющей трос уменьшается, поскольку одновременно со ржавчиной снимается и часть металла. Последствия этого предугадать несложно: чем запущенней степень коррозии стального троса, тем меньше у него устойчивость к разрыву.
Уменьшенное сечение троса может спровоцировать обрыв и как следствие обрушится груз или произойдут более серьезные последствия. По этой причине важно применять для проведения грузоподъемных работ оцинкованные тросы. Но даже при использовании нержавеющих тросов необходимо постоянно проверять их на наличие коррозии, т.к. при довольно интенсивных нагрузках даже оцинковка может стереться.
Зачастую от коррозии страдает железо. Если смотреть на нее с точки зрения химии, то ржавчина - процесс окисления. Элементы, которые возникают в результате этого процесса, получили название оксиды. Различают 4 основных типа:
- Желтая ржавчина - возникает во влажной среде, которая испытывает дефицит в кислороде. Часто встречается под водой. В природе представлена как минерал вюстит и при этом является монооксидом, иными словами, в составе только один атом кислорода.
- Коричневая ржавчина - растет без воды и встречается редко.
- Черная ржавчина - образуется в условиях незначительного содержания кислорода и без жидкой среды, поэтому отличается стабильностью и медленным распространением. Этот оксид - ферромагнетик (при конкретных условиях отличается намагниченностью в отсутствие внешнего магнитного поля), поэтому потенциально может быть использован с целью создания сверхпроводников.
- Красная ржавчина - возникает под влиянием кислорода и воды, наиболее чистый тип, протекание процесса осуществляется равномерно, в результате чего затрагивается полностью вся поверхность. В отличие от остальных разновидностей уже рассмотренных ржавчины, которые не настолько опасны, данный тип в своей толще образует гидроксид железа. Он, когда начинает отслаиваться, открывает для разрушения все новые слои металла. Реакция может продолжаться до тех пор, пока конструкция полностью не разрушится. Используется в процессе выплавки чугуна и в качестве красителя в пищевой промышленности. В природе встречается в естественном виде под наименованием гематид.
Несколько видов ржавчины могут развиваться одновременно и при этом совершенно не мешать друг другу.
Разновидности тросов устойчивых к коррозии.
Тросы, для изготовления которых применяют нержавеющую сталь, могут отличаться спецификой производства и материалом изготовления. Может быть использована нержавейка, но разного стандарта aisi.
Производители чаще выбирают стандарты aisi 316 и aisi 304. В связи с тем, что в состав стали включать хром и никель, изделие может выдержать температурный режим до +500 ˚С. На тросах может быть спецпокрытие, а может изготовления проходить и без его использования.
По форме сечения различают канаты круглые и плоские. Сердечник в них бывает:
- синтетический (искусственного происхождения;
- металлический;
- органический.
Конструкция нержавеющих канатов по свивке бывает:
- тройная (двойная свивка, пряди свиваются между собой);
- двойная (свитые слои прядей);
- одинарная (витые по спирали).
При этом, свивка может иметь правое и левое направления. Это влияет на то, будет трос нераскручивающимся или раскручивающимся.
Перечное сечение может быть овальное, трехгранное, фасоннопрядное и круглопрядное. Пряди в тросе могут быть расположены по-разному. Касание проволоки между собой различают точечное, линейное и комбинированное.
По мягкости тросы из нержавейки могут быть жесткие, мягкие и средней жесткости. На эту характеристику воздействуют свойства стали.
На гибкость влияют механические свойства проволоки, форма поперечного сечения и число витков проволоки. Кроме этого, такие изделия отличаются и конструкцией: 6×7, 1×19, 7×7, 7×19 и пр.
Например, продукты с конструкцией 1×19 могут весить от 5 до 1270 кг, иметь диаметр в пределах 1-10 мм и минимальную разрывную силу 84-18360 кг. Помимо этого, канаты могут отличаться точностью производства, которая может быть повышенной и нормальной.
Для чего нужна тросовая смазка?
Смазка для тросов и цепей обладает широким спектром эксплуатации. Ее можно использовать для транспорта и промоборудования, при строительстве, добыче и переработке полезных ископаемых, на разных производствах, а также в бытовых целях. Это средство больше всего эффективно при обслуживании:
- разных станков;
- транспортных средств;
- грузоподъемных машин, вилочных погрузчиков и кранов;
- манипуляторов производственного типа;
- механизмов, которые работают при высоких скоростях;
- быстро движущихся цепей;
- в цепных передачах конвейеров;
- рудничных и буровых установках;
- приводных цепей производственных механизмов;
- легковых автомобилей, мотоциклов и велосипедов.
Перед тем, как начать использовать смазку, нужно изучить инструкцию от производителя. В ней будут указаны вид материалов, для которых оно предназначено, оптимальный температурный режим для использования и иные рекомендации. Нанести на поверхность троса смазку можно, используя кисти или щетки, а также капельно, спреем или автоматизированным механизмом. Способ нанесения выбирают с учетом специфики оборудования: размеров, строения, предназначения и пр.
Функции смазки:
- уменьшить внутреннее трение и износ проволок;
- Обеспечить защиту от коррозии и смазка в активной зоне, внутри прядей проволок и на наружных поверхностях.