Канатные стропы используются для выполнения работ по погрузке/разгрузке, строительных и монтажных операций, поднятия и транспортировки грузов. Они подходят для работы при температуре -40..+300°С. Популярность этих приспособлений можно объяснить надежностью и устойчивостью к постоянным нагрузкам. При этом канат разрушается постепенно, поэтому, деформационные изменения можно определить и достаточно оперативно произвести его замену.

При необходимости, канатные изделия можно заменить цепными или текстильными

Изготавливаются канатные стропы двумя методами: опрессовкой в алюминиевую втулку и заплеткой. Каждый из них рассмотрим более подробно. 

Виды канатных стропов

Отличаются канатные стропы по материалу, из которого они изготовлены, и по числу ветвей. Для плетения каната используются проволоки разного диаметра. В странах СНГ наиболее популярны металлические стропы, которые совместимы с разными погрузочными машинами и захватными приспособлениями. Существуют такие типы канатных строп:

  1. СКП (двухпетлевые). Наиболее популярная разновидность продукции, которая всегда найдется на крупной стройплощадке. Благодаря им происходит строповка типовых конструкций. Петлевая стропа (чалка) состоит из каната и имеет на концах петли. Грузовые чалки могут проходить в проушины и отверстия, поэтому можно их использовать в качестве универсальных грузоподъемных изделий. Грузовые стропы УСК1 используются для крепления к крюку крана. По сравнению с аналогами кольцевого типа имеют меньшую грузоподъемность при таком же диаметре сечения каната.
  2. СКК (кольцевые) - строп канатный кольцевой, имеет различный диаметр троса, который соединен в кольцо. Навешивается на крюк крана, используются, когда необходимо закрепить/ взять груз “наудавку”.
  3. Канатные 1СК одноветвевые. Грузоподъемная ветвь изготовлена из стального каната методом опрессовки или ручной заплетки. Продукция может комплектоваться крюками, скобами, кольцами или коушами. Используется для фиксации грузов на крюке крана или как ремкомплект.
  4. Канатные 2СК двухветвевые. Имеют две канатных ветви и применяются для крепления грузов крюками в грузоподъемном оборудовании. Изделия популярны в строительстве и транспортной отрасли.
  5. Канатные 3СК трехветвевые. используются на складских площадках, в ангарах.
  6. Канатные 4СК четырехветвевые (”пауки”). Это конструкция из четырех канатных ветвей и звена РТ. Применяются в складской и строительной областях.

Стропы по типу заделки концов каната делятся на:

  1. Опрессованные алюминиевыми втулками на гидропрессах. Для производства используется жесткий канат, который имеет небольшой вес. Рассчитаны на повышенные нагрузки. Используются в основном для центральной строповки грузов, устойчивы к осевым нагрузкам и износу
  2. Сплетенные вручную из мягкого каната или с использованием спецоборудования.

Метод заплетки стропов

Метод заплетки - переплетение прядей каната таким образом, чтобы концы переплетались между собой, обеспечивая надежное соединение, в т.ч., за счет силы трения. Стропы УСК (СКП), канатная ветвь, произведенные методом заплетки, характеризуются такими свойствами: чем выше нагрузка на петлю, тем сильнее касаются друг друга проволоки, и тем выше разрывное усилие стальных тросов. Переплетения и стык должны быть изолированы, что позволяет предотвратить риск травмирования о торчащие проволоки каната.

Заплетка канатных стропов производится мягкой проволокой из стали, создается своеобразный бандаж, который обеспечивает плавный переход от заплетенной области до рабочего диаметра троса. Можно заделать места заплетки пайкой с применением мягкой термоусадочной трубки. В каждом из этих методов заделки канатные стропы без труда можно извлечь из-под груза без травмирования стропальщика.

Опрессовка стропов

Опрессовка - заделка концов каната в специальную втулку, для изготовления которой зачастую используют алюминий. Втулка обжимается особым образом, в идеале с чередованием разных нагрузок.

Кроме обжимки во вращающихся вальцах под влиянием статической нагрузки, поверхность втулки часто дополнительно выстукивается. Это необходимо, чтобы проволоки двух концов каната укладывались с наибольшей площадью контакта между собой и со втулкой. Благодаря этому увеличивается сила трения между проволоками, что позволяет выдерживать большие нагрузки на разрыв. При этом процесс опрессовки часто механизированный, это позволяет экономить время и сокращать расходы на производство стропов.

Заделка концов каната

Нет однозначного ответа на вопрос, что лучше, опрессовка или заплетка. Каждый из методов имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому, выбор канатного стропа с определенным типом заделки концов зависит от особенности выполняемых работ.

Для северных регионов лучше подойдет строп с заплеткой. Если предстоит работать в умеренном климате, где, к тому же, не нужна гибкость стропа по всей длине и нет особых требований к технологии погрузки-разгрузки, целесообразнее выбрать стропы с заделкой втулкой.