Стропы представляют собой специальные изделия, предназначенные для фиксации груза (кроме хрупкого). Они обеспечивают его сохранность в процессе подъема, переноса, транспортировки. Внешне стропы похожи на трос, канат или цепь, насыщенную крюками. Для их изготовления применяется стальная цепь, способная выдерживать высокие температуры.

Срок эксплуатации цепных строп

Для безопасного осуществления грузотранспортировочных работ цепные стропы нужно хранить в определенном состоянии. За исправностью следят инженеры, технические работники, а также представители соответствующих контролирующих органов.

Наличие дефектов провоцирует:

  • разрывы;
  • повреждения груза при падении;
  • негативное воздействие на иное оборудование;
  • опасность для жизни работников.

Зависимость срока эксплуатации изделий от времени отсутствует. Необходимость выбраковки цепных строп возникает тогда, когда обнаружены повреждения и нарушена защита. Их наличие можно выявить в процессе плановой проверки, периодического осмотра, обстоятельства, вследствие которого было нанесено повреждение.

Проверка состояния изделия производится сотрудником предприятия, выступающим ответственным за выполнение работ по подъему груза. Им может быть мастер, механик и т.д. производиться она должна минимум раз в 10 дней. Частота может увеличиваться в зависимости от условий работы.

Виды цепных строп

Существует множество классификаций в зависимости от выбранного признака. По грузоподъемности они могут быть 1-67 тонн, а по длине – от 0,5 до 20 метров (свыше производятся под заказ).

Также изделия разнятся по типу захвата груза. Выделяют такие классы, как:

  • ветвевые;
  • кольцевые.

У ветвевых есть 1-3 ветвей. У верхней части присутствует овальное звено, а у нижней – элементы, для захвата груза, посредством которых производится зацепление поклажи.

Кольцевые изделия отличаются несколько иной конструкцией. Концы цепей крепятся на специальном соединительном звене. Так образуется замкнутое кольцо, отчего и пошло название.

Общепринятой классификацией выступает та, что используют производители. Выпускаются стропы:

  1. Одноветвевые (1СЦ) – могут эксплуатироваться самостоятельно или выступать как часть стропа с множеством ветвей.
  2. Двухветвевой (2СЦ) – способен выдерживать высокие нагрузки, в отличие от 1СЦ. В случае, когда общее звено можно разобрать, два стропа подобного вида позволяют собрать один, насчитывающий 4 ветви.
  3. Четырехветвевой (4СЦ) – также называем пауком или цепным пауком. Применяется для транспортировки грузов, характеризующихся нетрадиционным видом, формой.
  4. Ветвь цепная (ВЦ) – наиболее частое использование отмечается в качестве запасной части для других изделий. Также может применяться отдельно в процессе перемещения, обвязки поклажи. Изделие поставляется с кольцами, крюками.
  5. Цепные кольцевые или универсальные – позволяют обеспечить полноценные обхват груза, характеризующегося наличием острых краев. Используется как самостоятельно, так и в тандеме с другими видами изделий.

Для того чтобы понять, какой строп применяется, достаточно взглянуть на его маркировку. Она включает сведения о виде, грузоподъемности, длине.

Нормы выбраковки цепных строп

Существуют определенные требования, согласно которым производится выбраковка цепных строп. Они гласят о том, что помимо определенной частоты проверки состояния строп, есть моменты, на которые нужно обращать внимание. Это позволит как продлить срок службы, так и вовремя произвести замену.

Запрещается использовать изделия, отличающиеся:

  • отсутствием или повреждением бирки, паспорта, маркировки, предохранительных замков;
  • разницей в длине ветвей при свободном провисе;
  • удлинением звена или звеньев свыше 5% от исходного значения;
  • уменьшением диаметра сечения свыше 8%.

Также есть ряд иных особенностей, которые исключают дальнейшую эксплуатацию стропа. К ним относят:

  • наличие трещин, плен, расслоений, надрывов, вмятин, коррозии;
  • повреждение поверхности (она износилась), провоцирующее сокращение площади поперечного сечения минимум на 10%;
  • присутствие деформаций, сокращающих исходные габариты минимум на 5%;
  • поврежденные резьбовые соединения.

Производить ремонт подобных изделий запрещается.

Как продлить срок службы?

Есть два основных способа, позволяющих продлить срок службы цепных строп. Первый заключается в правильном хранении изделий. На них не должны воздействовать агрессивные факторы, включая раскаленный металл, химические реагенты, нефтепродукцию. Температура хранения должна быть от -25 до +45 °C. Минимально допустимая влажность воздуха составляет 20%, а максимально – 80%.

Второй метод сохранения долговечности состоит в том, чтобы производилась соответствующая эксплуатация схемных приспособлений для захвата груза. Стропы следует подвешивать на определенные стенды, использовать по назначению, а также не превышать их грузоподъемность, указанную в паспорте СГП.

В процессе применения изделий, необходимо соблюдать действующие ныне правила, следовать предварительно разработанным схемам. При наличии минимальных повреждений элементов, нужно производить их замену. Следование подобных правил позволит использовать цепные стропы в течение максимально возможного срока.