На лебедке использовать можно синтетический и металлический канат. Но благодаря особенности каждого из материалов, лебедки используются по разным принципам, для разных целей и в разных сферах.

Что такое кевларовый трос?

Термин “кевларовый” стал нарицательным именем из-за одной из самых распространенных марок на рынке материалов, которые отличаются повышенной прочностью. Это похоже на ситуацию с внедорожниками, все модели которых называют джипами, а устройства для копирования - ксероксами. В итоге это привело к тому, что многие люди оказались в заблуждении.

Используется такой трос на лебедках для внедорожников благодаря таким параметрам:

  • удобство эксплуатации: тросом нельзя поранить руки, он не тонет, маловесный. Последний параметр достигается за счет легкого сплетения;
  • кевларовый канат отличается повышенной прочностью, по сравнению с аналогичными изделиями, но в процессе использования волокна искусственного происхождения теряют свою прочность;
  • подходит для быстрой работы;
  • гибкость, меньше склонен к появлению перегибов и перекручивания;
  • отличается меньшей травмоопасностью;
  • есть возможность намотать на кенгурятник, или прикрепить к багажнику, но для этого следует перекинуть через капот автомобиля, не наматывая его на лебедку;
  • для работы не нужны перчатки, но делать этого не стоит;
  • в случае разрыва можно починить;
  • использование в качестве удлинителя. Канат из кевлара как самостоятельное средство высвобождения авто применять не надо.

У искусственного троса есть и недочеты, которые нельзя сбрасывать со счетов:

  • из-за постоянной сушки и использовании в сложных условиях (отсутствие солнечных лучей) эксплуатация изделия немного усложняется;
  • мелкие фракции гравия или песка повреждают структуру кевларовых волокон;
  • из-за очень высоких минусовых или плюсовых температур применение искусственных волокон становится невозможным;
  • дороговизна;
  • нуждается в уходе, поскольку не устойчив к грязи;
  • период использования не более двух-трех лет;
  • в зимний период при намокании и дальнейшего замерзания может просто выйти из строя. 

Особенности использования синтетического троса

Синтетический канат на лебедках используют по следующим причинам:

  • он не тяжелый, поэтому полностью исключены перекручивания и деформация, он легко наматывается на барабан и не соскальзывает с него и при условии правильной фиксации;
  • низкий коэффициент натяжения;
  • изделие весит немного, плавает в воде, его легко сплетать, кроме этого, в процессе работы руки не царапаются;
  • повышенная прочность, если сравнивать с аналогичными продуктами.

Лучше кевлар устанавливать на новую лебедку. Если произвести монтаж на старую лебедку, то это выразится в таких последствиях:

  • направляющие ролики надо сменить на клюз;
  • длительный срок эксплуатации;
  • доступность;
  • не нуждается в уходе;
  • барабан, который был исцарапан металлическим тросом, заменить на новый или отполировать. Если этого не сделать, то заусенцы, задиры на металле и царапины будут повреждать искусственный канат. Ролики не стоит применять с синтетикой, т.к. существует опасность закусывания троса в углах роликов. 

Помимо этого, такой канат выбирают благодаря тому, что он полностью безопасен для рук. 

Для производства синтетического изделия используют высокотехнологичное оборудование из жесткого волокна искусственного происхождения. По этой причине трос отвечает мировым стандартам качества и может выдержать серьезные нагрузки даже в экстремальных условиях.

По показателям прочности и надежности этот материал не хуже аналогов из металла и даже лучше по некоторым характеристикам. Главное условие - правильно им пользоваться и хранить, чтобы обеспечить канату длительный срок службы. Маловесность также дает свои преимущества на автомобилях, которые отличаются чувствительностью к массе, особенно в случае нагрузки на переднюю ось.

Если кевларовый трос для лебедки отличается повышенной прочностью по сравнению со стальным, то это не значит, что порвать его не удастся. Но отличие от стали в том, что в случае разрыва искусственных волокон, есть возможность их починки при условии использования оборудования для оплетки. Помимо этого, такой канат не тонет и почти не впитывает влагу. 

К минусам синтетических волокон относят тот факт, что они хоть и немного, но все же могут внутри удерживать влагу, что может добавлять вес или замерзнуть в условиях холода, в результате чего лебедка превращается в лед.

Также волокна должны быть скручены по правилам. В связи с тем, что внутрь могут проникнуть грязь и песок, важно ухаживать за тросом и мыть его при необходимости. Это важно после использования в песке или грязи, когда абразивный материал может проникнуть вглубь волокон, и ослабить их изнутри.

Особенности применения металлического троса

Сталь - это идеальный материал для применения в грязи, камнях и песке, она менее подвержена стиранию и износу. Сталь более доступна, и требует меньших затрат. Но все же со стальным тросом работать значительно сложнее. Объяснить это можно не только большой массой: в процессе эксплуатации на тросе могут появиться заусенцы, которые станут причиной легкого травмирования рук, поэтому с ним нужно работать только в перчатках и одновременно с этим следить, чтобы перчатки не зацепило и не затащило в барабан при наматывании.

При неправильной эксплуатации на металлическом канате могут появиться заломы, которые в дальнейшем провоцируют обрыв, после которого стальной трос сметает все на своем пути и способен нанести травмы, которые могут даже стать причиной летального исхода.

Кроме этого, затрудняется правильное наматывание на катушку барабана лебедки и тем самым уменьшает прочность. Некоторые водители рекомендуют наносить тонкий слой смазки для цепи или WD-40, это обеспечивает защиту от влаги и дальнейшей коррозии.

Такие изделие из стали устойчиво к минусовым температурам и рельефу, а также не нуждаются в трудоемком обслуживании.

Рекомендации по выбору

Сталь надо выбирать, если лебедка вам необходима “на всякий случай” или часто пользуетесь ей в зимнее время. 

Кевлар стоит выбрать при активном использовании лебедки, и если наиболее часто она применяется весной и летом. 

Сталь - хороший материал, но использовать такой трос сможет не каждый. Несомненно, он крепкий, но при этом почти не смягчает рывки, которых не избежать при буксировке. Одновременно с этим гарантированы занозы и ссадины из-за тонких стальных проволок, из которых состоит сам трос. Учитывать надо тип кузова: так, для большого ЗИЛ-130 он хорошо подходит, а для современных транспортных средств он не подходит. 

Компактно разместить такое изделие в багажнике довольно сложно: большая куча, которая ржавеет, понравится не каждому. Также такая ржавчина может лопнуть из-за нагрузки.

С кевларовыми тросами намного легче: они небольшого размера, легче, отличаются эстетичностью и устойчивы к ржавчине. Именно сегодня и популярны. Но важно учитывать нагрузку: ее надо выбирать с учетом веса буксирующего авто - она должны быть с двойным запасом как минимум. На лебедках есть стропы.