Канатная дорога – отдельная группа транспортных средств для грузопассажирских перевозок. Она обеспечивает перемещение в местах со сложным рельефом, служит подъемником в горной местности, используется в качестве городского транспорта. Канатный путепровод незаменим в условиях существующей застройки, пересеченной местности на горнолыжных курортах.
Что такое канатная дорога
Канатная дорога (КД) – комплексная транспортная система, обеспечивающая движение посредством тягового каната, электропривода с кабелем и ряда механизмов. К последним относятся захваты, ходовые колеса, якоря, тормоз и другие. По назначению технические сооружения подразделяются на пассажирские и грузовые. В зависимости от типа их принято делить на:
- подвесные;
- буксировочные;
- наземные.
В общем случае подвесная канатная дорога (ПКД) состоит из подвижного состава, который передвигается по тросу, натянутому над землей между опорами. Во время перемещения пассажиры находятся в кабине (гондоле), вагоне или кресле. Грузы транспортируются в вагонетках, конвейерах, на специальных подвесах, закрепленных к тележкам.
По характеру движения подвижных элементов все ПКД подразделяются на:
- кольцевые;
- маятниковые;
- пульсирующие.
Кольцевые обеспечивают перемещение с неизменной скоростью по часовой или против часовой стрелки. Маятниковые выполняют возвратно-поступательное передвижение с паузами на станциях. Пульсирующие работают аналогично кольцевым. Единственное отличие состоит в разной скорости на подвесных участках и конечных платформах.
Буксировочные подъемники обеспечивают транспортировку лыжников и сноубордистов вверх по снежному склону. Подъем пассажиров выполняется при помощи тягового комплекса, перемещающего одно- или двухместные бугели. Подобные технологии востребованы на горнолыжных базах отдыха.
Наземные КД или фуникулеры – специализированные транспортные системы, состоящие из тросовой тяги и вагона, перемещающегося по рельсовому пути.
Варианты конструкции канатной дороги
По конструктивному признаку ПКД делятся на одноканатные и двухканатные. Основная особенность первых состоит в совмещении несущей и тяговой функции в одном элементе – тягово-несущем канате. Тросовый кольцевой путепровод на станциях подключается к рельсовому пути, образовывая замкнутый контур. Для передвижения по рельсам составы оснащаются ходовыми колесами. На гибком участке с помощью зажимных аппаратов вагоны/вагонетки фиксируются на подвижной тросовой линии и движутся совместно с ней.
У двухканатных кольцевых схем несущие и тяговые функции разделены. Поэтому перемещение на участке между опорами выполняется двумя тросами. Один обеспечивает тяговое усилие, второй – удерживает и направляет состав. Этот же принцип функционального распределения сохраняется в маятниковом и пульсирующем способе перемещения.
Деление по конструктивному признаку у грузовых и пассажирских ПКД аналогично. Но саам пассажирский состав отличается конструкцией и повышенными требованиями к безопасности.
Какие преимущества и недостатки есть у канатной дороги
Положительные и отрицательные качества у разных типов КД отличаются. Несмотря на это, можно выделить некоторые общие достоинства:
- способность обеспечивать движение в местах со сложным рельефом;
- отсутствие трудоемких земляных и планировочных работ при строительстве;
- возможность максимально сокращать протяженность пути, независимо от высоты и характера горной местности;
- абсолютная экологичность;
- меньшая стоимость строительства по сравнению с наземными трассами.
Среди общих недостатков можно выделить:
- сравнительно небольшую пропускную способность;
- невысокую скорость перемещения;
- неустойчивую работу при сильных порывах ветра;
- риск обледенения при больших морозах.
Кажущаяся опасность подвесной техники и боязнь высоты для многих основная причина отказа от этого вида транспорта. Тем не менее конструирование канатных дорог производится с внедрением разных мер безопасности. Например, кабины могут оснащаться запасными тяговыми тросами или ловителями для захвата несущей линии.
Транспортировка грузов канатными подвесными дорогами
Грузовая КД позволяет автоматизировать погрузо-разгрузочный процесс. Широко используется как средство горнорудного транспорта. Эффективность ее работы оценивается производительностью транспортировки. Последняя зависит от грузоподъемности техники, способа загрузки, скорости движения. Основные структурные элементы системы:
- привод, включающий двигатель, устройства автоматизации, кабель;
- опорные конструкции;
- станции с промежуточными и погрузо-разгрузочными платформами;
- стальные тросовые пути;
- тележки с закрепленными на них вагонетками.
Для технологичного перемещения груза транспортные комплексы делятся на конечное число участков, каждый из которых обслуживает один двигатель обычно синхронного или шунтового типа. Это обеспечивает неизменную скорость транспортировки, независимо от режима загрузки. Протяженность одного приводного участка не более 8–12 км.
Существуют и другие подвесные комплексы для перевозки грузов. Среди основных –конвейерные системы, канатные грузоспуски, бесприводные КД, у которых тяговое усилие для подъема ненагруженной вагонетки создается за счет спуска более тяжелой. Для регулирования скорости система оснащается тормозом.
Какие тросы используют для канатных дорог и фуникулеров
Для несущего гибкого путепровода используют спиральные канаты разных типов, включая открытый, закрытый или полузакрытый. Они изготавливаются из стальной проволоки диаметром 3–6мм. Характеризуются хорошей сопротивляемостью поперечному сжатию, а также гладкой плотной поверхностью.
Для тяговых элементов используют стальные тросы с параллельным типом свивки с одним органическим сердечником из пеньки. Состоят, как правило, из шести прядей, каждая из которых содержит по семь или девятнадцать проволок диаметром 1–2мм. Также применяются нераскручивающиеся тросы.
В качестве несуще-тягового тросового элемента используют прядевые канаты с параллельным способом свивки с линейным касанием проволок и органическим сердечником.
Заказать такелажное оборудование, а также стальные тросы предлагаем в торгово-производственной компании УкрЭкоПродукт.