Стальные канаты используются во многих сферах промышленности, где работа связана с необходимостью подъема и транспортировки крупногабаритных или тяжелых грузов. В процессе использования тросы часто повреждаются и не подлежат ремонту. Повреждения, при которых дальнейшее использования изделия возможно, а при которых – нет, определяется нормами браковки.

Типовые повреждения стальных канатов

Эти правила учитывают:

  • количество оборванных проволок,
  • нарушение целостности прядей, сердечника,
  • уменьшение диаметра и площади металлического сечения изделия.

Но существуют и другие типовые дефекты, при которых необходим дополнительный контроль состояния или выведение из работы отдельного каната.

Типовые повреждения стальных канатов

Зачастую грузонесущие элементы из стали выходят из строя по причине усталости металла. Это особо характерно для канатов, которые долго используются. Разрыв представляет собой полное сечение многожильной конструкции. 

Кроме того, к повреждению плетеного проволочного троса может привести разрушение металла. Часто его деформируют твердые абразивные зерна. Он сопровождается разрывом наружного слоя проволоки. Причиной считается нарушение ГОСТа. Если строп уменьшился в диаметре на 7% по причине абразивности, его изымают из эксплуатации. 

Виды и причины появления повреждений стальных канатов

Существуют такие разновидности износа стального троса:

  • Штопор. Это неравномерное растяжение проволоки. Оно появляется в местах зажимов;
  • “Фонарь”. Типовое повреждение характерно для многослойных тросов. Причиной называют повышенную нагрузку на сердечник, а также пережим наружного слоя проволоки;
  • Петлеобразный выход. Он возникает при малом количестве смазки каната. Грузонесущий элемент теряет свои свойства, поэтому витую конструкцию с петлей нужно заменить;
  • Разрыхление проволоки. Типовой изъян сопровождается разрыхлением верхнего слоя прядей. Из-за смены положения плетеной конструкции, строп становится менее прочным;
  • Возникновение местного утолщения. Как и образование “фонаря”, часто это повреждение вызвано повышенной нагрузкой на сердечник. Это приводит к утолщению и моментальному разрыву каната. Поэтому не стоит избегать его замены;
  • Затяжка пряди. Причиной изъяна считают деформацию внутренней части стропа. Особенно износ заметен в местах стыка с анкерным креплением;
  • Раздавливание троса. Оно возникает при нарушениях условий эксплуатации. Это приводит к сильному износу стальной плетеной конструкции в месте дефекта;
  • Колышка. К её появлению приводит затяжка петли или излом. Изъян возникает при нарушении технологии подготовки грузонесущего элемента к использованию.

Любые повреждения стропа не должны оставаться незамеченными. Иначе дефект может привести к чрезвычайной ситуации на работе. При возникновении изъяна, трос нужно демонтировать.

Как избежать повреждения каната: советы по использованию

Есть два способа избежать износа многожильной конструкции:

  • Соблюдение норм ГОСТа. Нарушение условий эксплуатации может привести к аварийному разрыву стропа и дальнейшему демонтированию;
  • Использование смазочных материалов. Защитная обработка ограничит воздействие агрессивной среды на трос из стальной проволоки.

Перед нанесением нового слоя смазки, строп нужно очистить от остатков старого материала. Делать это стоит при помощи металлических щеток и бензина, а также с использованием автоматического оборудования.