Сегодня, когда торгово-промышленные отношения имеют беспрецедентное развитие, необходимость в транспортировке грузов ни у кого не вызывает сомнений. Различную продукцию перевозят на всех видах транспорта:

  • автомобильном,
  • железнодорожном,
  • водном,
  • воздушном.

Для обеспечения сохранного перемещения грузов, особенно габаритных и тяжелых, их надо надежно закреплять. Для этой цели используются рэтчеты – специальные крепежные устройства в виде стяжных ремней.

Что такое стяжные ремни?

Стяжные ремни относятся к одному из подвидов такелажного оборудования. Они служат для безопасного закрепления грузов, например при перевозке. С их помощью производится фиксация. 

При производстве креплений придерживаются определенных стандартов. Для этого используют ленты из полиэстера, оконеченные металлическими креплениями. Стоимость во многом зависит от грузоподъемности и общей длины. 

Основная функция ретчетов высокого качества — это надежно удерживать груз, расположенный на разных поверхностях. Типы ремней определяются по габаритам перевозимых предметов. По ним подбирают крепления и предельную нагрузку, которую выдерживает крепеж. Ретчеты не предназначены для грузоподъемных работ, с их помощью не производится подъем и переноска.

Существует несколько конструктивных решений:

  1. Кольцевые. Они изготавливаются в виде кольца, а необходимая длина регулируется при помощи храповника. Служат в основном для утяжки перевозимых грузов. 
  2. С крюками. Производится в виде ленты с двух сторон, оконченной металлическими U-образными крючками. Регулировка длины также производится при помощи храповника. 

Последний играет важную роль в любом виде ретчетов. Он должен быть произведен таким образом, чтобы он надежно держал полиэстеровую ленту. В противном случае груз в дороге может разболтаться и деформироваться. 

Виды стяжных ремней

Ретчеты

Основная классификация производится по максимально допустимой нагрузке, а также по типу грузов, которые можно перевозить. 

  1. Малотоннажные. Основное их назначение перевозка мебели, бытовых грузов и небольших офисов с одного адреса на другой. Они способны закрепить перевозимые предметы таким образом, чтобы те не двигались и не опрокинулись при транспортировке. Диапазон рабочей нагрузки для них составляет — 400-1000 кГс, а максимальной от 800 до 2000 кГс. Такие ретчеты оснащены удобными креплениями и надежно удерживают при перевозке. Здесь могут применяться как кольцевые конструкции, так и с металлическими наконечниками.
  2. Среднетоннажные стяжные ремни. На практике предназначены для средней величины коммерческих перевозках. Подходят для транспортировки на любых видах транспорта, в том числе на корабле или самолете. Главные плюсы: повышенная стойкость на износ, удобная эксплуатация. Наиболее часто используемые модели имеют металлические наконечники и храповники. Они придают дополнительную надежность и способны выдерживать нагрузку до 3000 кГс. 
  3. Крупнотоннажные стяжные ремни. Используют при транспортировке исключительно крупных грузов. Их максимальная нагрузка достигает 10000 кГс. В последние время этот тип наиболее востребованный среди других видов такелажного оборудования. Простая конструкция делает их удобными для повседневного использования. Обеспечивает необходимую надежность.

Отдельно хочется выделить автовозные ремни. Это тип разработан специально для того, что осуществлять безопасную перевозку автомобилей и другой колесной техники на авто- и железнодорожных платформах. При их производстве также используется полиэстеровая лента, храповый замок для регулировки требуемого размера и трех закрепляющих крюков. Техника, которую требуется перевести, должна быть закреплена каждым колесом к неподвижной поверхности. В противном случае обеспечить устойчивость невозможно.

Варианты и особенности крепления груза на автотранспорте

Выбор способа крепления зависит от характеристик груза и предназначения ремней. При необходимости закрепить на платформе или кузове автомобиля контейнеров и крупногабаритных изделий и негабаритных грузов (мебели, оборудования) используются стяжные ремни с крюками.

Для перевозки:

  • оконных блоков,
  • листовых кровельных материалов (металлочерепицы, шифера),
  • облицовочных материалов,
  • пиломатериалов (дров, досок),

а также газовых баллонов используются ремни стяжные кольцевые. Такой тип ремней позволяет надежно закрепить груз по окружности.

При необходимости обеспечения транспортировки гусеничной автомобильной техники (дорожной, военной), которая не может самостоятельно передвигаться по автодорогам, применяют автовозные ремни особой конструкции. При помощи данных приспособлений также можно закрепить турбины, генераторы и прочее оборудование, для которого характерны большая масса и габариты.

При выборе подходящего изделия также следует учитывать такие характеристики, как длина и коэффициент удлинения. Подбор ремней и способов крепления изделий, перевозка которых осуществляется транспортными средствами, следует производить в соответствии с нормативными требованиями.

Стяжные ремни с трещоткой или храповым механизмом

Стяжные ремни с трещоткой или храповым механизмом используют для фиксации грузов. Перед работой нужно провести осмотр оснастки на предмет повреждений. Приспособления нельзя использовать, если обнаружены надрезы на ленте, дефекты швов или металлических элементов конструкции.

Сфера использования стяжных ремней с трещоткой

Фиксирующие приспособления с храповым механизмом используют в микроавтобусах, трейлерах, грузовиках, на железнодорожных платформах, водном транспорте. Они позволяют зафиксировать груз, чтобы он не двигался под действием инерции, таким образом защищая водителя и пассажиров от возможных травм и предотвращая аварийные ситуации. Одна из разновидностей – автовозный ремень (система крепления автомобиля на платформах).

Нельзя использовать стяжное приспособление как буксировочный или подъёмный трос (в сфере перемещения грузов применяют стальные канаты). Крюки изделий с храповиком можно цеплять только за точки крепления, предназначенные для этого.

Выбор ремня для фиксации грузов: нюансы и критерии

Подобрать нужный тип ремня можно, зная характеристики груза и учитывая возможные риски при транспортировке изделий. Основными критериями, которые влияют на выбор того или иного изделия, основываются на показателях предельно допустимой нагрузки.

Основные критерии, которые стоит учесть при подборе типа и вида стяжных ремней для фиксации грузов:

  •  вид материала;
  • запас прочности (значение максимальной нагрузки, силы на разрыв);
  • способ крепления;
  • значение максимального удлинения ленты.

Среди наиболее распространенных причин, которые приводят к возникновению аварийных ситуаций в пути, относят не только:

  • неправильный подбор ширины ленты или храповика,
  • пренебрежение значением силы натяжения
  • неверно выбранный метод применения специальных ремней для крепления,

но и пренебрежение требованиями к размещению предметов в кузове грузового автомобиля или на платформе.

Основными рекомендациями, которые позволяют обеспечить сохранность вверенного груза и минимизировать возникновение рисков, является правильный выбор стяжных ремней и дополнительных элементов, которые позволяют надежно зафиксировать грузы. Рекомендуется применять ленты, длина которых превышает размеры изделий. Также особое внимание следует уделить ширине ремней и качеству храповика, подбирая их исходя из параметров перевозимого груза.

Вспомогательные средства для безопасного крепления грузов

Для снижения возможных рисков также применяют дополнительные приспособления, в число которых входят:

  • деревянные распорные устройства (планки, бруски, «башмаки»);
  • стойки;
  • щиты;
  • противоскользящие маты.

Способ крепления, вид закрепляемого груза, размер, форма и вес элемента – являются основными критериями, которые влияют на выбор дополнительных (страховочных) средств.

Использование для укрепления груза различных предметов, которые не предназначены для этих целей, запрещено!