Для подъема и перемещения груза нужны специальные приспособления — цепные или канатные стропы. Используют тросы с крюком или петлей на концах повсеместно и при любых температурных условиях. Не обойтись без стропов в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, грузоперевозках и т.п.
Преимущества и недостатки канатных строп
Канатные стропы изготавливают из прочной стальной веревки, крюка и кольца, либо в виде замкнутой петли для обвязки груза. На одном кольце может размещаться до четырех ветвей с крюками. Концы троса заплетают или опрессовывают алюминиевой втулкой (наиболее быстрый и экономичный способ обработки изделия).
Конструкция канатного снаряжения в зависимости от конфигурации подразделяется на:
- чокеры (с одной ветвью);
- чалки (с петлями);
- кольцевые;
- двух- и трехветвевые;
- пауки (четыре ветви).
Это универсальные строительно-монтажные устройства, устойчивые к серьезным, динамическим нагрузкам. Применяют их при температуре от -45°С до +40°С. Стальные канаты отличает высокий коэффициент запаса прочности — 7:1, грузоподъемность до 40 т, долгий срок эксплуатации.
Еще один плюс — при перегрузке такие приспособления не сразу разрушаются.
Отрицательные качества:
- повреждаются об острые кромки и шероховатую поверхность объекта;
- способны деформировать сам груз;
- во время работы существует вероятность пореза рук.
При выборе данного типа тросов стоит учитывать, что средняя масса одного ветви достигает 6,5 кг. Конструкция из четырех элементов может весить до 500-550 кг.
Характерные особенности цепных строп
Цепные стропы похожи на канатные, только трос у них заменен связкой стальных звеньев. Длина составляет от 1 до 8 метров. Калибр цепи – от 5 до 44 мм.
Цепные стропы имеют широкие возможности для подъема и перемещения грузов. В зависимости от конструктивных особенностей и калибра цепи они выдерживают нагрузку от 0,5 т до 67 т. Работать на таком снаряжении допускаете при температуре до +400°С в агрессивной среде, например, в металлургии, химической промышленности.
Другие плюсы:
- продолжительный срок эксплуатации — до 10 лет;
- высокая стойкость и гибкость конструкции;
- возможность ремонтировать элементы цепи;
- безопасность;
- компактность.
Из недостатков: только большой вес изделия — до 700 кг, — и высокая стоимость.
Правила подбора стропов
Грузоподъемные тросы выбираются исходя из массы груза и его центра тяжести.
Нагрузка, оказываемая на каждую из ветвей, зависит от:
- числа мест прикрепления;
- длины ветвей;
- размеров объекта;
- угла между звеньями стропа.
Для расчета грузоподъемности стропов стоит использовать таблицу расчета коэффициента рабочей нагрузки при углах наклона.
Когда применяются стропы с тремя и более ветвями, давление на них, как правило, распределяется неравномерно. Следует это учитывать при строповке. Необходимо чтобы после зацепления все звенья приспособления были симметричными и одинаково натянутыми. А угол между ними не превышал 90°.
Основные принципы строповки грузов
Правила проведения такелажных работ следующие:
- Зацепка груза обязательно должна соответствовать регламентированной схеме строповки.
- Трос при накладке не завязывают узлом и не перекручивают;
- Груз стропуют за все петли;
- Допускается оставлять концы многоветвевого стропа, но их следует зафиксировать так, чтобы они не цеплялись за другие предметы;
- Крюк должен свободно крепиться за петлю;
- Для строповки можно применять только надежную арматуру и другие проверенные приспособления.
Нельзя забивать крюк в монтажную петлю, ударами корректировать ветви троса в зеве крюка.